моя империя рушится под твоими ногами
Именно Д. Локк (1632–1704) предложил в отличие от Я.А. Коменского другой
вариант решения педагогических вопросов.
В 1690 г. вышел его главный философский труд «Воспитание разума», в котором
отражаются философские взгляды Д. Локка:
 находился на позиции материалистического сенсуализма: главнейшее средство
познания мира – органы чувств, путь познания через ощущения;
 дуализм Д. Локка проявился в утверждении, что кроме внешнего опыта,
существует опыт внутренний, являющийся собственной деятельностью рассудка;
Для характеристики социальных взглядов Д. Локка рассмотрим его идею о
естественных правах человека. У человека есть право на свободу и собственность, он имеет
право защищать это право. Но защищать право на свободу и собственность трудно, люди
договорились между собой и передали это право государству. Таким образом,обосновывается идея возникновения государства в результате договора. Д. Локк считал, что
современное ему государство и политический строй – самые лучшие, идеальные. Человек
должен научиться жить при таком строе, а потому человека надо воспитывать.
Являясь представителем буржуазии, в социальном плане Д. Локк доказывал, что
буржуазия законно пришла к власти. Выступая против врожденных качеств, дающих
человеку привилегированное положение, он считал, что «человек родится с душой чистой
как доска» (tabula rasa). Значит, от природы все люди равны, душа каждого ребенка – белый
лист бумаги, на который воспитание пишет свои письмена. Таким образом, в развитии
человека решающее значение имеет воспитание.
Девять десятых людей становятся тем, чем они есть, благодаря воспитанию. То, чем
человек будет, определяется воспитанием. Это было очень важно – воспитание было поднято
на щит. Но! Для каждой социальной категории определяется своя система воспитания, своя
цель.
Цель воспитания – создание новой породы людей, джентльменов, наилучшим образом
приспособленных к обществу. Джентльмен – предприимчивый человек, процветающий в
обществе, утонченный в обращении, высшая мудрость которого – умение приумножить свое
богатство.
Элитарность образования заключалась в стремлении Д. Локка у ребенка из
состоятельной семьи сформировать характер, воспитать волю, дать ему реальные,
практически полезные знания и воспитание в аристократическом духе, чтобы такой
джентльмен-делец мог действовать в любой обстановке.
Воспитание джентльмена – воспитание характера. Он должен получить
всестороннее воспитание: физическое, нравственное, умственное и трудовое. Интенсивнее
характер формируется дома, следовательно, джентльмен воспитывается дома, так как в
школе – плебеи, уличные мальчишки, влияние их пагубно. Дело воспитания надо поручить
подготовленному, солидному воспитателю. Дело благоразумных родителей найти такого,
лучше, если это будет гувернер из разорившейся дворянской семьи.
В своей теории Д. Локк огромное значение уделяет физическому воспитанию. Надо
воспитывать человека физически здоровым – это основа счастья. Для этого нужна разумная
организация жизни ребенка, т. е. умеренность в питании, одежде, развлечениях. «В здоровом
теле – здоровый дух», то что нужно для дел человека и его благополучия. Идеи Д. Локка о
физическом воспитании (закалка, режим, гимнастика способствуют выработке мужества и
настойчивости) оказывают влияние на современную Англию.
Нравственное воспитание – это воспитание твердого характера, развитие воли,
нравственное дисциплинирование. Основой воспитания твердого характера являются
привычки. Д. Локк ценит: сдержанность, мужество, умение владеть собой,
благожелательность, щедрость, благовоспитанность (у джентльмена – хорошие манеры).
Привычки создаются и закрепляются упражнениями. Плохие привычки: лень, ложь,
капризность можно преодолеть путем упражнения в хороших привычках. Лень можно
преодолеть занятиями, ложь – уничтожив плоды лжи, капризы – путем наказания. Важным
средством воспитания считает пример. Причем первый пример – пример учителя, потом
родителей, нельзя рассчитывать на пример товарищей. «Никакие слова не могут сделать
столь ясными для детей, их понимания добродетели и пороки, как поступки других людей,
если вы при этом руководите их наблюдением и фиксируете их внимание на той или иной
хорошей или дурной черте в поведении этих людей. И положительные или отрицательные
стороны многих вещей (при хорошем ли воспитании илидурном) будут лучше познаваться и
глубже запечатлеваться из примеров других людей, чем из тех правил и наставлений,
которые могут им даваться по этому поводу.
А вот рассуждения Д. Локка о побоях и наградах: «Род рабской дисциплины создает
рабский характер. Ребенок подчиняется и притворяется послушным, пока над ним виситстрах розги, но как только этот страх отпал, ребенок, в отсутствии наблюдающего глаза,
может рассчитывать на безнаказанность, он дает еще больший простор своей естественной
наклонности.
Строгость, доведенная до крайней степени, приводит к исцелению от ранее
прорывавшейся скверной наклонности, но результат часто достигается за счет насаждения
другого, еще худшего недуга – душевной пришибленности».
При воспитании людей мы хотим сделать их разумными, добрыми и талантливыми,
поэтому побои и все прочие виды унижающих телесных наказаний не являются
подходящими мерами дисциплины, и эти меры следует применять очень редко и притом
только по серьезным основаниям и лишь в крайних случаях.
Вопросам нравственного воспитания Д. Локк уделяет огромное внимание, в отличие
от умственного образования, так как цель образования – воспитание человека не столько
ученого, сколько делового. «Обучать мальчика нужно, но это должно быть на втором плане,
только как вспомогательное средство для развития более важных качеств».
В практических целях Д. Локк считает необходимым дать своему воспитаннику
достаточно широкий круг знаний, но только то, что полезно, необходимо (принцип
утилитаризма): чтение, письмо, знание родного языка, арифметика, география, финансы,
законоведение, история, астрономия, французский язык и плюс три новых предмета:
бухгалтерия, танцы и верховая езда.
В умственном воспитании следует опираться на любознательность, интерес ребенка
и давать ему те знания, которые пригодятся в жизни. Он рекомендует музыку, танцы, манеры
хорошего тона, фехтование, верховую езду, легкий ручной, ремесленный труд. Главное не
знания, а умение на их основе мыслить. Важнее правильно мыслить, чем много знать.
Д. Локк исключил из образования предметы: риторику, диалектику, латинский язык.
Важное место в теории Д. Локка занимают ремесло, ручной труд, являющиеся
предметом образования. Ручным трудом дети должны владеть в совершенстве. Особенно
ценит Д. Локк столярное ремесло.
Такие воспитание и образование должны быть организованы в семье, никаких школ,
воспитателя надо подбирать, причем на него не надо жалеть денег. Нельзя рассчитывать на
то, что ваш сын будет относиться с уважением к человеку, к которому его отец и мать, по его
наблюдениям, относятся пренебрежительно. Поэтому тщательным образом надо подбирать
учителя-воспитателя, чтобы он занял высокое положение в доме. Следует найти человека,
который знал бы, как можно благоразумно сформировать характер мальчика; отдайте его в
такие руки, которые смогут, в пределах возможного, охранить его невинность, любовно
поддерживать и развивать в нем хорошие начала, мягкими приемами исправлять и
искоренять все дурные наклонности и прививать ему хорошие привычки. Это самое главное.
Дети трудящихся должны учиться в школах.Д.Локк выходит и парламент с запиской о
рабочих школах, говорит о необходимости заставлять детей рабочих посещать эти школы. Детей
там не надо ничему учить, кроме ремесла и религии.
Д. Локк в основу своей теории обучения положил определенную социально-политическую
концепцию, которая имеет более яркую, более определенную классовую направленность и
носит менее демократический характер, чем у Я.А. Коменского

Комментарии
29.02.2024 в 02:46

Невероятно пользователь приятно веб-сайт. Огромный информация легко доступный несколько кликов.

Посетите также мою страничку

hatsat.bget.ru/user/KarinSuper62987/ где открыть счет за границей гражданам россии

33490-+
URL

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail