моя империя рушится под твоими ногами
Ян Амос Коменский (1592–1670) – выдающийся представитель мировой науки в
гуманитарной области знания.
Он был общественным деятелем, реформатором, преобразователем школьного дела в
ряде стран Европы. Он был философом, разрабатывающим гуманистические основания
совершенствования общества и человека, создателем педагогического учения, которое
составляет целую эпоху в развитии теории и практики воспитания, образования, обучения.
Наследие великого педагога широко освещалось в мировой науке, а также в историко-
педагогических исследованиях в нашей стране. Можно сказать, что к учению Коменского
обязательно обращались все ученые в области истории педагогики, освещая, анализируя его
с разных позиций. Вместе с тем, в современных условиях осуществляются новые подходы к
оценке наследия Коменского. Они строятся на более широких методологических основаниях
и особом значении в этом плане антропологического подхода.
Осуществляется более глубокое понимание Коменского как педагога, создателя
«Великой дидактики» и многих других работ по проблемам воспитания, образования,
обучения. В освещении учения Коменского важно учитывать, что в просвещении людей он
видел средство и способы устранения пороков, разрабатывал эти способы в своих трудах,
что свидетельствует о том, что он утверждал социальное значение воспитания.
Ян Амос Коменский родился 28 марта 1592 г. в Чехии, в провинции Южная Моравия.
Он жил в одну из самых бурных эпох европейской истории, полностью испытав на себе те
беды и страдания, которые несет людям война. Родители Коменского входили в общину
богемских братьев, отказывались от вооруженной борьбы и связывали достижение своих
целей с распространением просвещения, повсеместным открытием школ, равенством прав на
образование для всех детей независимо от сословной принадлежности.
Все эти демократические тенденции отразились в мировоззрении и педагогике
Коменского. С общиной богемских братьев связана его жизнь и деятельность. После
обучения в латинской школе и университете, в возрасте 22 лет он стал учителем школы и
проповедником, а затем и епископом в общине. Коменский полностью испытал все тяготы илишения во время тридцатилетней войны между Чехией и Германией (1618 – 1648) Все чехи-
протестанты вынуждены были покинуть свою родину. Часть их вместе с Коменским нашла
приют в небольшом польском городе Лешно. Здесь и были созданы основные
педагогические произведения Коменского: изданная сначала на чешском языке, а затем
переведенная на латинский язык «Великая дидактика», первая в истории педагогики книга
для родителей «Материнская школа», целый ряд учебников, в частности, учебник латинского
языка «Открытая дверь языков». В Лешно Коменский реализует свою идею о создании
пансофии – своеобразной энциклопедии знаний о мире в сочетании с основами
христианского вероучения.
В 1650 г. Коменский был приглашен в Венгрию для усовершенствования школьного
дела. В Венгрии, Коменский закончил свою замечательную книгу «Мир чувственных вещей
в картинках» и написал некоторые другие работы.
В 1654 г. Коменский вернулся в Лешно. Но начавшаяся между Польшей и Швецией
война привела к разрушению города, община богемских братьев перестала существовать. В
ходе войны погибает все имущество, рукописи Коменского. Сам он находит приют в
Амстердаме, где его принимают как великого ученого. Здесь были изданы его дидактические
труды, выход которых явился эпохой в истории педагогики. В Амстердаме Коменский
работает над завершением своего философского труда под названием «Всеобщий Совет об
исправлении дел человеческих».
Умер Коменский в 1670 г.
Коменский как философ, создавший оригинальное философское учение, в котором
важное место занимают проблемы воспитания, предстает в своем незаконченном труде
«Всеобщий Совет об исправлении дел человеческих».
Особое значение для педагогов имеет четвертая часть – так называемая «Пампедия»,
которая полностью посвящена вопросам воспитания и образования. В этой части выражены
общие идеи Коменского о высоком назначении воспитания, о подготовке подрастающего
поколения к совершенствованию весьма несовершенного человеческого общества.
Но если взгляды Коменского как философа изложены им самим в данном труде уже в
конце жизни, то известные философские предпосылки этих взглядов могут быть обнаружены
на основе подходов ученого к проблемам воспитания при создании им педагогического
учения. Это идеи Коменского о человеке, о смысле и цели его жизни, о преобразующей роли
воспитания для человека и общества. Все эти аспекты философских предпосылок
педагогического учения Коменского тесно связаны с его мировоззрением.
Коменский признавал божественное происхождение человека и целью воспитания
считал подготовку его к жизни вечной. Вместе с тем, он считал, что человек есть часть
природы и подчинен ее законам. Коменского возможно отнести к такому философскому
направлению, как реализм, ибо его философские взгляды имели своей основой
«естественную философию» Ф. Бэкона, утверждающую опытное, чувственное познание
действительности. Однако следует учитывать, что реализм Коменского как философское
основание его педагогического учения сосуществовал с учением о божественном
происхождении всего сущего и оценкой предназначения воспитания с позиций глубоко
религиозных.
Мировоззренческий аспект педагогики Коменского тесно связан с принципом
природосообразности. Педагогические аспекты этого принципа выражаются в том, что
Коменский на его основе определяет цель и сущность воспитания. На основе природных
дарований осуществляется воспитание, благодаря которому человек становится человеком в
самом полном смысле этого слова. С помощью воспитания происходит совершенствование
человека и, что существенно, подготовка его к улучшению окружающей жизни для
установления гармонии и порядка во всем. В этом и состоит цель воспитания.В своем главном педагогическом сочинении, в «Великой дидактике», Коменский
реализует принцип природосообразности в возрастной периодизации, в разработке системы
школ, содержания обучения и его организации. Он делит жизнь подрастающего поколения,
которую он называет весной человечества, на четыре шестерки.
Большая заслуга Коменского как создателя педагогического учения заключается в
том, что для каждой из этих ступеней он разработал содержание, организацию воспитания,
образования, обучения в их единстве, опираясь при этом на принцип природосообразности,
обогащая и конкретизируя его в тесной связи с гуманистическими основаниями. Он
реализует идею универсальности образования как приобщения подрастающего поколения ко
всему богатству культуры.
Первой ступенью воспитания и первоначального образования для детей от
рождения до 6 лет должна быть материнская школа. Это воспитание ребенка в семье под
руководством матери.
Подробное изложение этого процесса представлено в одном из ранних его сочинений
«Материнская школа». Фактически этой книгой Коменский заложил основы воспитания и
обучения детей дошкольного возраста. Исходя из своей идеи о природных основаниях, он
видел главную задачу в развитии органов чувств, в обогащении представлений детей об
окружающем мире, в развитии речи и развитии руки, чему способствуют элементарные
трудовые навыки, ручные умения.
Вторая ступень в развитии человека, по Коменскому, – возраст от 6 до 12 лет, когда
реализуются задачи универсального образования. Для всех детей этого возраста должна быть
создана школа родного языка. Надо, считал Коменский, «чтобы во всяком благоустроенном
человеческом общежитии (будь то город, местечко или деревня) была устроена школа для
совместного воспитания юношества». В этой школе обучение идет на родном языке. И в этом
также новаторство Коменского, его отступление от многовековой традиции Средневековья –
вести обучение только на латинском языке, связь с идеями реформаторства.
Третья ступень обучения – это латинская школа, которая должна быть в каждом
городе и предназначена для юношей с 12 до 18 лет, проявивших склонность к занятию
наукой. Здесь главенствует латинский язык и вместе с тем изучаются реальные предметы –
математика, физика, в которую фактически входят элементы естествознания. А венчают весь
курс обучения риторика и диалектика. Для этого типа школ и предназначался учебник
«Открытая дверь языков» – одно из ранних произведений Коменского.
Завершающей, четвертой ступенью образования должна быть Академия, и хотя в
учении Коменского нет детального указания о содержании и организации обучения в этот
период, но можно предположить, что оно отражало особенности образования в
средневековых университетах.
Таким образом, Коменский разработал школьную систему, реализуя в ней свои
демократические устремления: всеобщность обучения, обучение на родном языке, отстаивал
принцип единой школы.
В содержании образования, его организации и методах обучения краеугольным
камнем выступает проблема пансофии, которую Коменский определял как всеобщую
мудрость, как отражение в сознании человека всего сущего.
В полной мере идея пансофиии, ее сущность, значение, а главное, приобщение к ней
подрастающего поколения реализуется в его труде «Великая дидактика». Уже в заголовке
книги Коменский определяет ее содержание как «универсальное искусство учить
всех всему... кратко, приятно, основательно». В содержание «Великой дидактики» входят не
только проблемы образования и обучения, но и нравственного воспитания, дисциплины,
требований к учителю и т. д.
В «Великой дидактике» педагогика обрела свой предмет, свои принципы, которые
составили особую науку, не существовавшую в качестве специального знания.Коменский не пользуется понятием «принципы дидактики». Однако если считать
принципами существенные положения, определяющие наиболее общие подходы к
достижению целей обучения, то вполне правомерно говорить о разработке Коменским таких
принципов. В первую очередь это принципа наглядности обучения. Коменский
обосновывает этот принцип гносеологическими положениями, вытекающими из его
сенсуалистических взглядов и связанными с философией Ф. Бэкона о том, что источник
знаний о мире это наши ощущения. На этой основе Коменский сформулировал золотое
правило наглядности: «... все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а
именно: видимое для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что
можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы
сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они будут схватываться
несколькими чувствами», – пишет Коменский в «Великой дидактике».
Огромная заслуга Коменского состоит в том, что он создал первый в истории
человечества иллюстрированный учебник «Видимый мир в картинках» –первый учебник в
педагогическом смысле этого слова. Уже при жизни Коменского «Видимый мир» был
переведен во многих странах мира, в том числе и в России.
Таким образом, наглядность в деятельности Коменского получила воплощение не
только в теории, но и в средствах обучения.
С принципом наглядности тесно связан у Коменского принцип легкости
обучения, который обеспечивает интерес ребенка к учению, желание учиться. В этом
понятии «легкость обучения» фактически концентрируются дидактические требования,
такие, как доступность, посильность обучения, учет особенностей возраста. Метод обучения,
считал Коменский, должен возбуждать у детей радость познания нового, желание спешить в
школу, как на игру.
Большое значение придавал Коменский прочности знаний, связывая достижение
этой цели с последовательностью в изложении учебного материала как переходом от
простого к сложному, от близкого к далекому, от общего к частному. Особое значение
он придавал упражнениям, повторению, специально раскрывая некоторые способы их
организации, в том числе и на уроке.
Велики заслуги Коменского и в организации школьного дела, во введении в школьную
практику классно-урочной системы. Он пишет о недостатках индивидуального
обучения, предлагает учиться у солнца, которое «не занимается отдельными предметами...
Одними и теми же лучами оно освещает все».
Подражая природе, в школе надо разделить учеников по классам и «никого не следует
обучать отдельно, но всех вместе». В работе с классом Коменский отводит большую роль
учителю: «...стоя на кафедре (откуда все его могут видеть и слышать), он подобно солнцу
будет распространять свои лучи на всех». Вместе с тем, Коменский считал, что учитель
может обучать большое количество учеников, привлекая помощников из числа самих детей-
«декурионов».
Классно-урочная система, разработанная Коменским, во многом сохранилась в своих
основных параметрах в школах многих стран мира, хотя предпринимаются попытки
совершенствования или даже отказа от нее.
Коменский ввел понятие школьного года с его делением на учебные четверти,
предусмотрел каникулы, стремился решить основные вопросы организации,
функционирования школы и управления ею.
Таким образом, можно утверждать, что Коменский разработал целостную систему
дидактики, создал новую дидактику, решающую на определенном уровне социальные,
психологические и педагогические проблемы в русле определения целей, содержания,
организации, результатов образования. Как подчеркивает исследователь его взглядов Д.
Лордкипанидзе, он считал неразрывным единым процессом обучение как деятельностьучителя и учение как деятельность ученика. Разрабатывая, прежде всего, проблему метода,
он видел в нем способ достижения этого единства. В основу своего метода он ставит
принцип природосообразности.
Значительное место в учении Коменского занимают проблемы нравственного
воспитания. Здесь в полной мере находят свое выражение гуманистические,
демократические идеи.
Правильно организованное обучение воспитывает умеренность, мужеству дети
учатся, «преодолевая самих себя», а справедливости учатся «никого не оскорбляя, воздавая
каждому свое, избегая лжи и обмана, проявляя исполнительность и любезность»
(Правило VI).
Школа должна стать «кузницей гуманизма», очагом воспитания человечности, и
достигаются в ней эти цели, если в самой школе господствует доверие, взаимное уважение,
справедливость, вежливость.
Анализ этих трудов позволяет говорить о методах нравственного воспитания. И хотя
само это понятие Коменским не употребляется, но, обобщая его высказывания, можно
назвать такие методы, как личный пример, наставление (поучение), упражнение, поощрение
и наказание.
Достаточно подробно Коменский рассматривает в своем
учении проблему наказаний. Он говорит о воспитательной сущности наказания, его видах,
способах применения. И здесь Коменский не всегда последователен, и хотя выступает против
средневековой системы наказаний, все же не освобождается полностью от ее влияния.
Проблема наказаний занимает большое место в системе
воспитания дисциплины, которую Коменский рассматривает как условие успешного
обучения и воспитания, как предмет воспитания и его метод (способ). Школа, считает он, это
маленькое государство, основу которого составляет порядок, строгое соблюдение законов,
требований. «Школа без дисциплины есть мельница без воды», – пишет он. Коменский
формулирует требования ко всем сторонам организации школьной жизни и особенно
требования к поведению учеников, к их умениям уважать порядок, понимать его значение,
стремиться к его неукоснительному поддержанию. Он связывает дисциплину ученика с
особенностями его воли и характера, с такими качествами, как собранность, твердость,
решительность. Он называет проступки, когда оправданы физические наказания: это
проявление безбожия, выступление против божественных законов, это упорное
неповиновение и умышленная злостность, а также высокомерие, тщеславие, лень.
Таким образом, вопросы нравственного воспитания тесно связаны у Коменского с его
дидактическим учением, с вопросами содержания обучения, организации обучения и его
общим подходом к школе, где могут быть решены все проблемы воспитания и образования

Комментарии
29.02.2024 в 02:46

Поддерживать хорошо работу и производить в толпу!

Посетите также мою страничку

anotepad.com/note/read/w87b4xbs перевод средств на счет в иностранном банке без открытия

33490-+
URL

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии