моя империя рушится под твоими ногами
Ограниченность числа источников приводит иногда к диаметрально
противоположным оценкам состояния воспитания и обучения в Древней Руси: от
утверждения, что вес древние славяне были невежественны, до чрезмерной идеализации
постановки у них воспитания и обучения.
Характер воспитания и обучения у древних славян изменялся в процессе продвижения
их на север и восток, в связи с чем обогащались и их представления о целях и содержании
воспитания, что происходило благодаря тесному общению с другими народами.
Следует иметь в виду и то, что Русь приняла христианство почти на полтысячи лет
позднее Европы и к этому моменту имела развитые самобытные традиции, которые были
необычайно крепки и жизненны. В итоге на Руси сформировалась специфическая
воспитательно-образовательная культура, принципиально отличавшаяся от
западноевропейской.
Воспитание и обучение у древних славян.
Письменные свидетельства южных соседей, а также данные археологии помогают
восстановить картину характерного для VI–IX вв. родоплеменного общества у восточных
славян. Так, в сочинениях Прокопия Кссарийского (VI в.) и в других источниках отмечались
типичное для «славян и антов» обостренное чувство общности и справедливости, устойчивая
вера в существование верховного существа, вера в магию, добронравие, воинская
обученность. Византийский стратег Маврикий отмечал и такие качества, как свободолюбие,
мужественность, физическая развитость и закаленность.
Как воспитывались дети у древних славян, можно представить себе лишь в самых
общих чертах, и только в контексте осмысления жизни людей того времени в целом. В
практике воспитания и обучения можно обнаружить сохранение традиций первобытно-
общинной эпохи: то же включение детей в различные виды деятельности в достаточно
раннем возрасте, то же различие в воспитании мальчиков и девочек, те же обряды
инициации.
Воспитание детей осуществлялось прежде всего в семье. Роль родителей в это время
значительно возросла, особенно существенно было влияние матери. Не случайно, что
впоследствии на Руси человека, достигшего полной зрелости, стали называть словом
«матёрый», т. е. воспитанный матерью. В обиходной речи появились слова, обозначавшие
различные возрастные группы: «дитя», т. е. ребенок, который вскармливается грудью;
«молодой» – до 3–6 лет, воспитываемый матерью; «чадо» – до 7–12 лет, начавший
обучаться; «отрок» – подросток 12–15 лет, проходивший специальное ученичество перед
посвящением во взрослые члены общины или рода.
Большое значение в этот период придавалось военному обучению. Экономически
общины уже могли позволить себе содержать дружины – профессиональных воинов.
Последовательно развивался и процесс разделения видов труда, обособления ремесел
и их усложнения, в связи с чем возрастала длительность подготовки к профессиональнойдеятельности. В результате в VI–IX вв. у восточных славян уже обозначилась такая форма
обучения, как ученичество. Нужно отметить, что мастер должен был не только обучать
ученика специальным умениям и навыкам, но и знакомить его с определенными культовыми
знаниями, а сами ремесленники считались у восточных славян чародеями.
Вообще, воспитание в ту эпоху осуществлялось в соответствии с языческим
мировоззрением древних славян. Как и другие народы, славяне поклонялись разнообразным
богам и богиням. Были среди них главные и второстепенные, могучие и слабые. Во главе
стоял великий Сварог – бог Вселенной (аналог древнегреческого Зевса). Весьма почитался
бог солнца – Даждь бог. Так еще в «Слове о полку Игореве», памятнике XII в., славяне
назывались «Даждь божьими внуками».
Языческая культура не знала письменности, все понятия о жизни, конкретные знания
передавались устным путем. Однако деловая жизнь городов, законодательство, связи с
другими народами не могли развиваться без использования той или иной формы
письменности. Можно полагать, что уже в родоплеменной период славяне использовали
пиктографическое письмо. Это было примитивное, зародышевое письмо, на основе которого
не могла возникнуть настоящая книжная культура. Только создание в 863 г. Кириллом и
Мефодием славянской азбуки положило начало ее развитию.
Настоящее распространение письменности и организация систематического обучения
начались, безусловно, с момента крещения Руси. Факт совпадения по времени данных
исторических событий (распространения письменности и христианства)явился чрезвычайно
важным, определившим специфику педагогической культуры средневековой Руси.
Воспитание и обучение в Киевской Руси в X–XIII вв.
В 988 г. в значительной степени под влиянием киевского князя Владимира славяне
присоединились к восточной христианской церкви, приняв православную веру от
Византийской империи. С этого времени население Киевской Руси стало называться
христианами, чего не было ни в одной стране западного мира эпохи средневековья. Однако
сам акт крещения не мог сразу изменить сложившееся за тысячелетия языческое
мировоззрение восточных славян. Христианские представления лишь постепенно проникали
в языческое сознание, взаимодействуя с ним.
Русь приняла христианство на 500 лет позднее, чем Западная Европа, в период
расцвета Византии. Это обстоятельство благоприятствовало приобщению Киевской Руси к
мировой цивилизации. Древняя славянская культура соединилась со зрелым восточным
христианством и породила древнерусское православие и его понимание воспитания
человека.
Славянское языческое сознание постигало христианство, знакомясь с его книжной
основой – Священным писанием, отбирая для себя в первую очередь то, что было близко и
понятно.
Важной особенностью древнерусской культуры и образования было то, что языком
богослужения, литературы и школы стал не греческий, как в Византии, не латинский, как в
Западной Европе, а родной, славянский. Создателями славянской письменности, уже
упоминавшимися ранее Кириллом и Мефодием, одновременно был осуществлен перевод
основных богослужебных книг и учебной литературы с греческого на славянский язык, что
способствовало распространению религии и стимулировало процесс обучения грамоте. Это
же обстоятельство, с одной стороны, обусловило самобытность древнерусской школы, а с
другой – затрудняло доступ учителей и учеников к первоисточникам.
На Руси постепенно сформировался особый, отличный от западноевропейского,
культурный мир, который характеризовался своими взглядами на воспитание и образование,
своим отношением к общечеловеческим ценностям, способам передачи их от поколения к
поколению.Выбор веры был одновременно и выбором школы, характера образования. В 988
г. Киевская Русь приняла православие и князем Владимиром Святославичем была открыта
первая школа «учения книжного». Великий князь и его окружение были заинтересованы в
распространении новой религии как идеологической основы формировавшегося государства.
Владимир заботился о распространении образования прежде всего среди господствующего
сословия. Образование на первых порах насаждалось сверху, так как школа была явлением
совершенно новым и воспринималась с опаской. Матери плакали по отданным в школу
детям, «аки по мертвецам», не зная, что их ожидает.
Однако определенные результаты не заставили себя ждать: к середине XI в. в Киеве
уже появились начитанные, обладавшие довольно широкими знаниями знатные люди:
великий князь Киевский Яросгав Мудрый, его дети, окружение.
Занимаясь распространением просвещения, Ярослав Мудрый создал первую
библиотеку при Киевском Софийском соборе. Она включала в себя переводные
произведения с греческого и с древнеболгарского. Для переписки книг Ярослав привлек
большое количество писцов. Именно в это время рождалось уважительное отношение славян
к книге. В «Повести временных лет» о книгах говорилось так: «Это – реки, напоминающие
вселенную, это источник мудрости, в книгах ведь неумеримая глубина; ими мы в печали
утешаемся; они – узда воздержания. Если поищешь в книгах мудрости прилежно, то
найдешь великую пользу для души своей».
Во время своего правления Ярослав Мудрый открывал школы «учения книжного» не
только в Киеве, но и в Новгороде. А к XIII в. школы существовали уже в Переяславле,
Суздале, Владимире, Чернигове, Полоцке, Муроме, Typoве, Ростове и в других городах.
Вначале подобные училища создавались государством при княжеских дворах, но вскоре с
упрочением церковной организации на Руси они постепенно переходили в ведение церкви.
Одной из книг, дошедших до нашего времени, является «Изборник Святослава». С
педагогической точки зрения это был своеобразный пропедевтический курс семи свободных
искусств и христианской премудрости, предназначенный для запоминания и для нахождения
готового ответа в целях введения новокрещеных христиан в круг идей и представлений,
связанных с принятой ими верой. «Изборник» должен был в достаточно краткой и легкой
форме помочь ученикам овладеть элементами знаний, которые приблизили бы их к
византийской образованности.
Необходимо отметить, что школы «ученья книжного» представляли собой
повышенную по сравнению с простым обучением грамоте ступень образования. В них
особенное внимание отводилось тривиуму, включавшему грамматику, риторику и
диалектику, что было характерно для школ этого типа в Западной Европе того времени.
Простое обучение письму, чтению и счету осуществлялось чаще всего «мастерами
грамоты» и было их основным ремеслом. Мастер мог иметь сразу нескольких учеников,
которые и составляли «училище». Обучали их так же, как любой другой ремесленник обучал
своих подмастерьев основам профессии. Знакомство с грамотой происходило с помощью
буквослагательного метода, заимствованного из византийской школы. Сначала заучивались
наименования букв в азбучной последовательности: а – аз, б – буки, в – веди, г – глаголь, д –
добро и т. д. Затем учащиеся тренировались в написании букв на вощеных дощечках или
вычерчивали их острым «писалом» на бересте. После усвоения азбуки в прямой
последовательности приступали к упражнениям: азбука повторялась наизусть в обратном
порядке и вразброс. Далее шло обучение чтению и написанию слогов (складов). Из слогов
складывались слова. После этого ученики переходили к чтению и переписыванию молитв,
псалтырных текстов.
Обучение арифметике на начальном уровне в Древней Руси состояло в овладении
нумерацией, а на повышенном заключалось в счете на абаке. Детей знакомили с такназываемым цифровым алфавитом (а – 1, б – 2, в – З и т. д.), т. е. с буквенной записью цифр.
Такому алфавиту учили последовательно, по частям.
В XIII в. школы «ученья книжного» приходят в упадок. Одной из причин явилось то,
что православные священники, не обремененные обетом безбрачия, стали часто передавать
профессию и связанные с ней знания по наследству. В то же самое время священники
практиковали обучение грамоте детей из других семей у себя на дому и традиции семейного
воспитания и обучения, таким образом, оказались сильнее попыток создавать школы.
Очень большую роль в развитии образования в средневековой Руси играли
монастыри. Они фактически представляли собой крупнейшие центры образования того
времени. Зачинателем таких монастырских центров считается русский, просветитель и
религиозный деятель Сергий Радонежский. В них учились не только лица, готовившиеся к
принятию духовного звания, но и просто желавшие овладеть грамотой и читать книги. При
монастырях получили элементарное образование и воспитание значительное число русских
людей.
В монастырях Руси сложилось отношение к книжным знаниям как к духовному
сокровищу, которое следует накапливать, «аки пчелы мед с цветков». На Западе
формировалось стремление понять и исследовать Священное писание, а на Востоке –
следовать ему. Не собственное мышление ученика, а послушание ценилось в монастырских
кругах на Руси.
Постепенно чтение церковных книг стало единственной возможностью удовлетворить
стремление к знанию. Такое книжное обучение получило впоследствии название
образования путем начетничества. По существу, оно являлось индивидуально-
самодеятельным, так как помощь наставника была минимальной.
Семейное воспитание детей в этот период по-прежнему строилось на основе
народных традиций, правда, стала заметной тенденция взять его под государственный
контроль. Так, в Киевской Руси родители были обязаны готовить своих детей к трудовой и
семейной жизни, о чем говорилось, в частности, в своде документов того времени – «Русской
правде».
Методы и приемы семейного воспитания были достаточно разнообразны, что нашло
отражение в народных песнях, сказках, притчах, былинах, загадках, считалках,
скороговорках, обрядах, календарных праздниках и играх. В многочисленных пословицах
говорилось о необходимости организации воспитания детей: «Гни деревце, пока гнется, учи
дитятку, пока слушается»; «Ученье в детстве, как резьба по камню»; «Учить – ум точить».
Школьное обучение в народе постепенно осознавалось как важное дело. В устной народной
словесности тс родители, которые заботились об обучении детей, представлялись людьми,
достойными подражания.
В целом анализ различных источников позволяет говорить о том, что уровень
освоения элементарной грамотности в Древней Руси был достаточно высок, грамотность
проникала почти во все слои населения. Так, многочисленные берестяные грамоты,
датированные XII–XIII вв., содержали обычные житейские записи: «Поклон от Якова куму и
другу Максиму. Купи мне, кланяюсь, овса у Андрея, если он продаст. Возьми у него грамоту
да пришли мне хорошего чтения»
противоположным оценкам состояния воспитания и обучения в Древней Руси: от
утверждения, что вес древние славяне были невежественны, до чрезмерной идеализации
постановки у них воспитания и обучения.
Характер воспитания и обучения у древних славян изменялся в процессе продвижения
их на север и восток, в связи с чем обогащались и их представления о целях и содержании
воспитания, что происходило благодаря тесному общению с другими народами.
Следует иметь в виду и то, что Русь приняла христианство почти на полтысячи лет
позднее Европы и к этому моменту имела развитые самобытные традиции, которые были
необычайно крепки и жизненны. В итоге на Руси сформировалась специфическая
воспитательно-образовательная культура, принципиально отличавшаяся от
западноевропейской.
Воспитание и обучение у древних славян.
Письменные свидетельства южных соседей, а также данные археологии помогают
восстановить картину характерного для VI–IX вв. родоплеменного общества у восточных
славян. Так, в сочинениях Прокопия Кссарийского (VI в.) и в других источниках отмечались
типичное для «славян и антов» обостренное чувство общности и справедливости, устойчивая
вера в существование верховного существа, вера в магию, добронравие, воинская
обученность. Византийский стратег Маврикий отмечал и такие качества, как свободолюбие,
мужественность, физическая развитость и закаленность.
Как воспитывались дети у древних славян, можно представить себе лишь в самых
общих чертах, и только в контексте осмысления жизни людей того времени в целом. В
практике воспитания и обучения можно обнаружить сохранение традиций первобытно-
общинной эпохи: то же включение детей в различные виды деятельности в достаточно
раннем возрасте, то же различие в воспитании мальчиков и девочек, те же обряды
инициации.
Воспитание детей осуществлялось прежде всего в семье. Роль родителей в это время
значительно возросла, особенно существенно было влияние матери. Не случайно, что
впоследствии на Руси человека, достигшего полной зрелости, стали называть словом
«матёрый», т. е. воспитанный матерью. В обиходной речи появились слова, обозначавшие
различные возрастные группы: «дитя», т. е. ребенок, который вскармливается грудью;
«молодой» – до 3–6 лет, воспитываемый матерью; «чадо» – до 7–12 лет, начавший
обучаться; «отрок» – подросток 12–15 лет, проходивший специальное ученичество перед
посвящением во взрослые члены общины или рода.
Большое значение в этот период придавалось военному обучению. Экономически
общины уже могли позволить себе содержать дружины – профессиональных воинов.
Последовательно развивался и процесс разделения видов труда, обособления ремесел
и их усложнения, в связи с чем возрастала длительность подготовки к профессиональнойдеятельности. В результате в VI–IX вв. у восточных славян уже обозначилась такая форма
обучения, как ученичество. Нужно отметить, что мастер должен был не только обучать
ученика специальным умениям и навыкам, но и знакомить его с определенными культовыми
знаниями, а сами ремесленники считались у восточных славян чародеями.
Вообще, воспитание в ту эпоху осуществлялось в соответствии с языческим
мировоззрением древних славян. Как и другие народы, славяне поклонялись разнообразным
богам и богиням. Были среди них главные и второстепенные, могучие и слабые. Во главе
стоял великий Сварог – бог Вселенной (аналог древнегреческого Зевса). Весьма почитался
бог солнца – Даждь бог. Так еще в «Слове о полку Игореве», памятнике XII в., славяне
назывались «Даждь божьими внуками».
Языческая культура не знала письменности, все понятия о жизни, конкретные знания
передавались устным путем. Однако деловая жизнь городов, законодательство, связи с
другими народами не могли развиваться без использования той или иной формы
письменности. Можно полагать, что уже в родоплеменной период славяне использовали
пиктографическое письмо. Это было примитивное, зародышевое письмо, на основе которого
не могла возникнуть настоящая книжная культура. Только создание в 863 г. Кириллом и
Мефодием славянской азбуки положило начало ее развитию.
Настоящее распространение письменности и организация систематического обучения
начались, безусловно, с момента крещения Руси. Факт совпадения по времени данных
исторических событий (распространения письменности и христианства)явился чрезвычайно
важным, определившим специфику педагогической культуры средневековой Руси.
Воспитание и обучение в Киевской Руси в X–XIII вв.
В 988 г. в значительной степени под влиянием киевского князя Владимира славяне
присоединились к восточной христианской церкви, приняв православную веру от
Византийской империи. С этого времени население Киевской Руси стало называться
христианами, чего не было ни в одной стране западного мира эпохи средневековья. Однако
сам акт крещения не мог сразу изменить сложившееся за тысячелетия языческое
мировоззрение восточных славян. Христианские представления лишь постепенно проникали
в языческое сознание, взаимодействуя с ним.
Русь приняла христианство на 500 лет позднее, чем Западная Европа, в период
расцвета Византии. Это обстоятельство благоприятствовало приобщению Киевской Руси к
мировой цивилизации. Древняя славянская культура соединилась со зрелым восточным
христианством и породила древнерусское православие и его понимание воспитания
человека.
Славянское языческое сознание постигало христианство, знакомясь с его книжной
основой – Священным писанием, отбирая для себя в первую очередь то, что было близко и
понятно.
Важной особенностью древнерусской культуры и образования было то, что языком
богослужения, литературы и школы стал не греческий, как в Византии, не латинский, как в
Западной Европе, а родной, славянский. Создателями славянской письменности, уже
упоминавшимися ранее Кириллом и Мефодием, одновременно был осуществлен перевод
основных богослужебных книг и учебной литературы с греческого на славянский язык, что
способствовало распространению религии и стимулировало процесс обучения грамоте. Это
же обстоятельство, с одной стороны, обусловило самобытность древнерусской школы, а с
другой – затрудняло доступ учителей и учеников к первоисточникам.
На Руси постепенно сформировался особый, отличный от западноевропейского,
культурный мир, который характеризовался своими взглядами на воспитание и образование,
своим отношением к общечеловеческим ценностям, способам передачи их от поколения к
поколению.Выбор веры был одновременно и выбором школы, характера образования. В 988
г. Киевская Русь приняла православие и князем Владимиром Святославичем была открыта
первая школа «учения книжного». Великий князь и его окружение были заинтересованы в
распространении новой религии как идеологической основы формировавшегося государства.
Владимир заботился о распространении образования прежде всего среди господствующего
сословия. Образование на первых порах насаждалось сверху, так как школа была явлением
совершенно новым и воспринималась с опаской. Матери плакали по отданным в школу
детям, «аки по мертвецам», не зная, что их ожидает.
Однако определенные результаты не заставили себя ждать: к середине XI в. в Киеве
уже появились начитанные, обладавшие довольно широкими знаниями знатные люди:
великий князь Киевский Яросгав Мудрый, его дети, окружение.
Занимаясь распространением просвещения, Ярослав Мудрый создал первую
библиотеку при Киевском Софийском соборе. Она включала в себя переводные
произведения с греческого и с древнеболгарского. Для переписки книг Ярослав привлек
большое количество писцов. Именно в это время рождалось уважительное отношение славян
к книге. В «Повести временных лет» о книгах говорилось так: «Это – реки, напоминающие
вселенную, это источник мудрости, в книгах ведь неумеримая глубина; ими мы в печали
утешаемся; они – узда воздержания. Если поищешь в книгах мудрости прилежно, то
найдешь великую пользу для души своей».
Во время своего правления Ярослав Мудрый открывал школы «учения книжного» не
только в Киеве, но и в Новгороде. А к XIII в. школы существовали уже в Переяславле,
Суздале, Владимире, Чернигове, Полоцке, Муроме, Typoве, Ростове и в других городах.
Вначале подобные училища создавались государством при княжеских дворах, но вскоре с
упрочением церковной организации на Руси они постепенно переходили в ведение церкви.
Одной из книг, дошедших до нашего времени, является «Изборник Святослава». С
педагогической точки зрения это был своеобразный пропедевтический курс семи свободных
искусств и христианской премудрости, предназначенный для запоминания и для нахождения
готового ответа в целях введения новокрещеных христиан в круг идей и представлений,
связанных с принятой ими верой. «Изборник» должен был в достаточно краткой и легкой
форме помочь ученикам овладеть элементами знаний, которые приблизили бы их к
византийской образованности.
Необходимо отметить, что школы «ученья книжного» представляли собой
повышенную по сравнению с простым обучением грамоте ступень образования. В них
особенное внимание отводилось тривиуму, включавшему грамматику, риторику и
диалектику, что было характерно для школ этого типа в Западной Европе того времени.
Простое обучение письму, чтению и счету осуществлялось чаще всего «мастерами
грамоты» и было их основным ремеслом. Мастер мог иметь сразу нескольких учеников,
которые и составляли «училище». Обучали их так же, как любой другой ремесленник обучал
своих подмастерьев основам профессии. Знакомство с грамотой происходило с помощью
буквослагательного метода, заимствованного из византийской школы. Сначала заучивались
наименования букв в азбучной последовательности: а – аз, б – буки, в – веди, г – глаголь, д –
добро и т. д. Затем учащиеся тренировались в написании букв на вощеных дощечках или
вычерчивали их острым «писалом» на бересте. После усвоения азбуки в прямой
последовательности приступали к упражнениям: азбука повторялась наизусть в обратном
порядке и вразброс. Далее шло обучение чтению и написанию слогов (складов). Из слогов
складывались слова. После этого ученики переходили к чтению и переписыванию молитв,
псалтырных текстов.
Обучение арифметике на начальном уровне в Древней Руси состояло в овладении
нумерацией, а на повышенном заключалось в счете на абаке. Детей знакомили с такназываемым цифровым алфавитом (а – 1, б – 2, в – З и т. д.), т. е. с буквенной записью цифр.
Такому алфавиту учили последовательно, по частям.
В XIII в. школы «ученья книжного» приходят в упадок. Одной из причин явилось то,
что православные священники, не обремененные обетом безбрачия, стали часто передавать
профессию и связанные с ней знания по наследству. В то же самое время священники
практиковали обучение грамоте детей из других семей у себя на дому и традиции семейного
воспитания и обучения, таким образом, оказались сильнее попыток создавать школы.
Очень большую роль в развитии образования в средневековой Руси играли
монастыри. Они фактически представляли собой крупнейшие центры образования того
времени. Зачинателем таких монастырских центров считается русский, просветитель и
религиозный деятель Сергий Радонежский. В них учились не только лица, готовившиеся к
принятию духовного звания, но и просто желавшие овладеть грамотой и читать книги. При
монастырях получили элементарное образование и воспитание значительное число русских
людей.
В монастырях Руси сложилось отношение к книжным знаниям как к духовному
сокровищу, которое следует накапливать, «аки пчелы мед с цветков». На Западе
формировалось стремление понять и исследовать Священное писание, а на Востоке –
следовать ему. Не собственное мышление ученика, а послушание ценилось в монастырских
кругах на Руси.
Постепенно чтение церковных книг стало единственной возможностью удовлетворить
стремление к знанию. Такое книжное обучение получило впоследствии название
образования путем начетничества. По существу, оно являлось индивидуально-
самодеятельным, так как помощь наставника была минимальной.
Семейное воспитание детей в этот период по-прежнему строилось на основе
народных традиций, правда, стала заметной тенденция взять его под государственный
контроль. Так, в Киевской Руси родители были обязаны готовить своих детей к трудовой и
семейной жизни, о чем говорилось, в частности, в своде документов того времени – «Русской
правде».
Методы и приемы семейного воспитания были достаточно разнообразны, что нашло
отражение в народных песнях, сказках, притчах, былинах, загадках, считалках,
скороговорках, обрядах, календарных праздниках и играх. В многочисленных пословицах
говорилось о необходимости организации воспитания детей: «Гни деревце, пока гнется, учи
дитятку, пока слушается»; «Ученье в детстве, как резьба по камню»; «Учить – ум точить».
Школьное обучение в народе постепенно осознавалось как важное дело. В устной народной
словесности тс родители, которые заботились об обучении детей, представлялись людьми,
достойными подражания.
В целом анализ различных источников позволяет говорить о том, что уровень
освоения элементарной грамотности в Древней Руси был достаточно высок, грамотность
проникала почти во все слои населения. Так, многочисленные берестяные грамоты,
датированные XII–XIII вв., содержали обычные житейские записи: «Поклон от Якова куму и
другу Максиму. Купи мне, кланяюсь, овса у Андрея, если он продаст. Возьми у него грамоту
да пришли мне хорошего чтения»
Посетите также мою страничку
academy.theunemployedceo.org/forums/users/flori... оформить карту банка таджикистана банков
33490-+