моя империя рушится под твоими ногами
В Европе феодализм длился около двенадцати веков (VI–XVIII–XIX), в Азии – еще
дольше. Его остатки в некоторых странах имеются и сегодня. В истории феодализма
выделяется несколько периодов. Для рассмотрения интересующих нас проблем ограничимся
двумя: феодальное общество в VI–XIII вв. и эпоха Возрождения (XIV–XVI вв.).
Феодальное общество в VI–XIII вв. Становление феодального общества в Европе
было ускорено завоеванием варварами Римской империи, одним из последствий которого
стал упадок античной культуры. Вместе с тем в прежних владениях Рима и новых
государствах Европы распространяется христианство. Оно становится государственной и
господствующей идеологией, определяющей все стороны жизни общества. Церковь
преследовала все, что противоречило Священному писанию (Библия и Евангелие) и его
догмам. Было утрачено многое из прежних достижений в воспитании и школьном деле. С
другой стороны, в культуре, науке, воспитании поддерживалось то, что укрепляло позиции
христианства.В этот период происходило становление новой культуры, имевшей сильную
религиозно-феодальную направленность. Длительное время почти в полной зависимости от
церкви находились практика и теория воспитания.
Внимание к школе и воспитанию возрастало во времена объединения разрозненных
феодальных земель в крупные государства. Так было на ранних и более поздних этапах
феодализма в Византии, Франции, Англии, Германии, в восточнославянских и русских
землях и т. д. Даже делались попытки обращения к античной педагогической классике. И все
же образование в основном оставалось религиозным, а вера ставилась выше разума. В
течение веков классическим и обязательным к применению считалось изречение: «Верю,
потому что это абсурдно». Вместе с тем воспитание все больше, приобретало сословный
характер (Лушников, с. 86).
Особенно сильной монополия церкви была в V–VIII вв. В основе воспитания и
образования лежало религиозно-аскетическое мировоззрение. Человек рассматривался как
нечто темное и греховное. Чтобы очиститься, учила церковь, нужно строго следовать
Священному писанию, готовить себя к вечной загробной жизни. Для этого были введены
строгие правила воспитания и поведения: посты и другие ограничения, частые и подчас
изнурительные молитвы, покаяние, жесткое искупление грехов.
Отступлением от религиозного было преимущественно светское воспитание рыцарей-
феодалов. Оно вносило в грубое и мрачное средневековье необычные нравы. Кроме
овладения «рыцарскими добродетелями», поэтапное (паж, оруженосец) воспитание
формировало у рыцарей, разумеется, с разным успехом, понятия чести, верности, личного
достоинства и культ прекрасной женщины. Прославление дамы, защита ее чести вплоть до
обязательных турниров-поединков были законом для рыцарей. В свою очередь, и знатные
женщины стремились стать достойными поклонения. Многие из них были образованнее
мужчин, глубже понимали литературу и музыку, легко ориентировались в сложных
придворных обычаях. Рыцари не имели особых школ, со временем они все реже стали
появляться и в монастырях. Иногда даже талантливые трубадуры и поэты из рыцарской
среды не умели читать и писать. Поэтому среди причин упадка и исчезновения рыцарства к
XVI в. была и их необразованность. Идеалы рыцарства отражены в лирической поэзии
трубадуров и многочисленных рыцарских романах, на которых воспитывались многие
поколения.
В средние века развитие образования проходило крайне медленно, грамотные люди
были редкостью. И все же постепенно школьное дело набирало силу, хотя и оставалось под
влиянием церкви. Поскольку духовенство оказалось не в состоянии удовлетворить
общественные запросы на образование, уже в X в. появляются платные школы, число
которых растет. Часто они служили лишь источником наживы для их владельцев, мало что
давая воспитанникам. Но некоторые новые школы выросли в серьезные образовательные
учреждения. Например, школа Абеляра, известнейшего ученого XII в., сыграла важную роль
в создании Парижского университета. Сам Абеляр отстаивал смелую по тем временам идею:
нужно не только полагаться на авторитеты, но и наращивать знания своим разумом.
Перечень учебных предметов в школах определялся церковью, «семь свободных
искусств» объединялись в «тривиум» и «квадривиум». Матерью и основой наук считалась
грамматика. Она изображалась в виде царицы, возлежащей под древом познания добра и зла,
с короной на голове; в ее правой руке – нож для подчистки ошибок в рукописях, а в левой –
бич, непременная принадлежность учителя. Обучение велось на латинском языке, овладение
которым начиналось с механического заучивания текстов. Книги были очень дорогими, и
обычно на школу приходился один учебник. По нему учитель зачитывал какой-либо текст и
тотчас заставлял учеников повторять его и записывать на вощеные дощечки. Затем записи
стирались, и школяры полагались только на свою память, часто «поощряемую» розгами. У
некоторых учеников память была феноменальной. Лучшие учителя противились подобнойсистеме обучения. Однако школьным делом преимущественно занимались грубые и
невежественные люди. Порой учитель деревенской школы, звонарь и причетник часто
выступали в одном лице.
Значительное влияние на просвещение оказали монастыри. Их история может стать
главой общей истории образования и культуры. Особого внимания здесь заслуживает
деятельность в VШ–XIII вв. монашеских орденов, прежде всего, 6eнедиктовцев,
францисканцев и доминиканцев. При монастырях создавались библиотеки, монастырские
школы давали более содержательное образование. Сначала в них обучались только будущие
священники, но затем и дети из других сословий. Монахи орденов стали трудиться
учителями деревенских и городских школ, составляли учебные книги и сборники. В начале
XV в. появилась первая детская книга «Утешение души». Она изложена в форме вопросов
ребенка и ответов на них отца или учителя. В России подобная книга издана в XVII в.
(«Гражданство обычаев детских» Славенецкого).
Развитие экономики, торговли и культурных связей постепенно укрепляли позиции
светского образования и ослабляли влияние церкви. В XII–XIII вв. в городах увеличивается
число цеховых (ремесленных) и гильдейских (купеческих) школ. Сначала и в них
преобладало религиозное обучение и воспитание. Со временем одни из них превратились в
начальные городские школы, другие же особое внимание стали уделять профессиональной
подготовке. Обучение начиналось с простых подсобных работ. С их усложнением ученик
становился подмастерьем, а затем мастером иногда подмастерью предписывалось совершить
путешествие, чтобы познать опыт других мастеров и лучше овладеть профессией.
Важную роль в культуре, науке, образовании в средние века играла схоластика (от
греч. Schola – школа), расцвет которой приходится на XII –XIII вв. Церковь увидела в ней
сильное средство для укрепления христианской веры. По своему содержанию схоластика
представляла собой всю «школьную философию», так как универсально объединяла
богословие с философией, юридическими, естественными, медицинскими и другими
знаниями, входившими в «тривиум» и «квадривиум».
Схоластика была обязана ссылками на авторитеты, строгой логикой дать
теоретическое обоснование Священному писанию, христианству, укреплять авторитет
церкви, разоблачать ереси. Следуя формальной логике, разрешалось использовать
накопленные и одобренные церковью научные знания. С «позволения» церкви оживали и
получали развитие научно-философские знания, логика мышления, что шло на пользу
образованию и педагогической теории. Полагают, что из исканий средневековых богословов
и ученых-схоластов возникли целые отрасли современной науки.
Со временем и не без влияния церкви, опасавшейся расширения светского
образования, в схоластике главным становится не содержание, а метод, формальная логика,
оторванная от жизни. С той поры на уровне обыденного сознания под схоластикой
понимается бесплодное умствование, формальное знание, не имеющее ничего общего с
реальностью.
Схоластика, объединившая под одной «крышей» богословие и различные науки,
ускорила создание первых университетов, важнейших символов высшего образования.
Применительно к учебному заведению термин «университет» (от лат. Universitas – союз,
общность) уже тогда выражал представление о союзе людей, заинтересованных в науке, – и
тех, кто учит, и тех, кто учится. Первые университеты возникли в Солерно и Болонье в XII в.,
затем – в Париже (1208). В них шли учиться те, кто уже овладел «квадривиумом» и хотел
высших знаний. По образцу первых (особенно Парижского) в XIII–XV вв. создаются
университеты во многих городах Европы; Оксфорде (1206) и Кембридже (1231), Неаполе
(1224), Лиссабоне (1290), Праге (1348), Кракове (1354), Вене (1065), Гейдельберге (1386),
Базене (1460) и др. В России первые университеты в Санкт-Петербурге и Москве былиоткрыты в 1724 и 1755 гг. С тех пор прошли века. Какие-то университетские традиции
исчезли, но многие живут и поныне.
Прибывающие в университеты из разных стран школяры объединялись в землячества
(«нации»). Часть их определялась на жительство в подобие общежитий – коллегии. От
последних пошли названия особых учебных заведений в Англии (колледжи) и во Франции
{коллежи). Впервые преподавание по факультетам (лат. Facultas – способность,
возможность) появилось в XIII в. в Парижском университете. В нем был низший,
подготовительный, и три высших факультета: богословский, медицинский и юридический.
Они возглавлялись деканами (лат. Decanus – десятник). Уже в те времена в Париже, где
читали лекции известные преподаватели, собиралось до 30 тыс. студентов одновременно.
Обучающийся на подготовительном факультете сначала получал степень бакалавра, а
при успешном окончании его – звание магистра свободных искусств. После этого ему
разрешалось стать студентом одного из высших факультетов и со временем, пройдя трудный
путь наук, стать доктором богословия, права или медицины.
Университеты обычно пользовались правами автономии: давали право на
преподавание, возводили в степени бакалавра, магистра и доктора, во многом были
независимы от местных властей. В случае разногласий с последними преподаватели и
студенты нередко уходили в другой город, где возобновляли занятия. Многие студенты сами
по себе в поисках лучших магистров и знаний переходили из одного университета в другой.
Их называли вагантами (лат. – «бродящие»). Среди студентов были и состоятельные
солидные люди, но большинство составляла молодежь, к тому, же малообеспеченная. Они
подрабатывали, просили милостыню, вступали в стычки с горожанами, даже грабили их,
устраивали шумные встречи-пирушки, на которых бывали споры, веселые розыгрыши,
читались стихи, сатиры, случались и потасовки.
Сначала учебные занятия в университетах велись в течение всего года. Только к
концу XV в. появилось деление на семестры. Сами занятия представляли лекции и
практические упражнения. Лекции велись не по курсам наук, а по книгам. Говорили, что
магистр читает, а студент слушает такую-то книгу. Одни из книг были более обязательными,
другие – менее. От студентов требовалась работа с текстами, на лекциях у них должны были
быть книги, собственные или взятые напрокат. Из-за нехватки книг и с целью дать общий
обзор предмета магистры стали составлять так называемые «итоги» или «суммы», где в
сжатом виде излагались основные тексты. Помимо положительного значения они давали и
отрицательный результат: уводили от работы с первоисточниками к Чтению и
комментированию только «суммы». На некоторых лекциях разрешалось задавать вопросы,
отвечать на них, кроме лектора, мог и кто-нибудь из студентов.
На практических занятиях проверялись знания текстов и толкований из разных
источников, умение их объяснить. Но главным в практическом обучении считались диспуты,
которые для студентов были любимым занятием, торжеством, подобно рыцарскому турниру.
Диспуты развивали мышление, дисциплинировали ум, приучали к систематизации в работе.
Однако нередко они превращались в пустые схоластические словопрения, споры до хрипоты,
сопровождаемые грубыми оскорблениями и даже драками. За пропуски, занятий или
опоздания взимались штрафы и со студентов, и с преподавателей.
Как правило, студенты были преданы своему университету, хранили его традиции, с
благодарностью вспоминали о нем. И ныне студенты во всем мире поют свой гимн,
пришедший к нам из средневековых университетов, начинающийся словами «Гаудеамус
игитур!» (лат.: «Так давайте радоваться!»). Многие университеты носили женские имена
(Рудольфина, Сорбонна, Альбертина и др.). Отсюда и теплые слова «alma mater» (с лат. –
«мать-кормилица», «любящая мать»), которыми питомцы называли свой университет. В
конце XV в. в Европе насчитывалось уже 65 университетов.В целом же для средневековья характерен крайне низкий уровень развития
образования и научных знаний. О происходящих явлениях люди судили преимущественно
исходя из установок религии или поверхностных наблюдений за окружающим миром
дольше. Его остатки в некоторых странах имеются и сегодня. В истории феодализма
выделяется несколько периодов. Для рассмотрения интересующих нас проблем ограничимся
двумя: феодальное общество в VI–XIII вв. и эпоха Возрождения (XIV–XVI вв.).
Феодальное общество в VI–XIII вв. Становление феодального общества в Европе
было ускорено завоеванием варварами Римской империи, одним из последствий которого
стал упадок античной культуры. Вместе с тем в прежних владениях Рима и новых
государствах Европы распространяется христианство. Оно становится государственной и
господствующей идеологией, определяющей все стороны жизни общества. Церковь
преследовала все, что противоречило Священному писанию (Библия и Евангелие) и его
догмам. Было утрачено многое из прежних достижений в воспитании и школьном деле. С
другой стороны, в культуре, науке, воспитании поддерживалось то, что укрепляло позиции
христианства.В этот период происходило становление новой культуры, имевшей сильную
религиозно-феодальную направленность. Длительное время почти в полной зависимости от
церкви находились практика и теория воспитания.
Внимание к школе и воспитанию возрастало во времена объединения разрозненных
феодальных земель в крупные государства. Так было на ранних и более поздних этапах
феодализма в Византии, Франции, Англии, Германии, в восточнославянских и русских
землях и т. д. Даже делались попытки обращения к античной педагогической классике. И все
же образование в основном оставалось религиозным, а вера ставилась выше разума. В
течение веков классическим и обязательным к применению считалось изречение: «Верю,
потому что это абсурдно». Вместе с тем воспитание все больше, приобретало сословный
характер (Лушников, с. 86).
Особенно сильной монополия церкви была в V–VIII вв. В основе воспитания и
образования лежало религиозно-аскетическое мировоззрение. Человек рассматривался как
нечто темное и греховное. Чтобы очиститься, учила церковь, нужно строго следовать
Священному писанию, готовить себя к вечной загробной жизни. Для этого были введены
строгие правила воспитания и поведения: посты и другие ограничения, частые и подчас
изнурительные молитвы, покаяние, жесткое искупление грехов.
Отступлением от религиозного было преимущественно светское воспитание рыцарей-
феодалов. Оно вносило в грубое и мрачное средневековье необычные нравы. Кроме
овладения «рыцарскими добродетелями», поэтапное (паж, оруженосец) воспитание
формировало у рыцарей, разумеется, с разным успехом, понятия чести, верности, личного
достоинства и культ прекрасной женщины. Прославление дамы, защита ее чести вплоть до
обязательных турниров-поединков были законом для рыцарей. В свою очередь, и знатные
женщины стремились стать достойными поклонения. Многие из них были образованнее
мужчин, глубже понимали литературу и музыку, легко ориентировались в сложных
придворных обычаях. Рыцари не имели особых школ, со временем они все реже стали
появляться и в монастырях. Иногда даже талантливые трубадуры и поэты из рыцарской
среды не умели читать и писать. Поэтому среди причин упадка и исчезновения рыцарства к
XVI в. была и их необразованность. Идеалы рыцарства отражены в лирической поэзии
трубадуров и многочисленных рыцарских романах, на которых воспитывались многие
поколения.
В средние века развитие образования проходило крайне медленно, грамотные люди
были редкостью. И все же постепенно школьное дело набирало силу, хотя и оставалось под
влиянием церкви. Поскольку духовенство оказалось не в состоянии удовлетворить
общественные запросы на образование, уже в X в. появляются платные школы, число
которых растет. Часто они служили лишь источником наживы для их владельцев, мало что
давая воспитанникам. Но некоторые новые школы выросли в серьезные образовательные
учреждения. Например, школа Абеляра, известнейшего ученого XII в., сыграла важную роль
в создании Парижского университета. Сам Абеляр отстаивал смелую по тем временам идею:
нужно не только полагаться на авторитеты, но и наращивать знания своим разумом.
Перечень учебных предметов в школах определялся церковью, «семь свободных
искусств» объединялись в «тривиум» и «квадривиум». Матерью и основой наук считалась
грамматика. Она изображалась в виде царицы, возлежащей под древом познания добра и зла,
с короной на голове; в ее правой руке – нож для подчистки ошибок в рукописях, а в левой –
бич, непременная принадлежность учителя. Обучение велось на латинском языке, овладение
которым начиналось с механического заучивания текстов. Книги были очень дорогими, и
обычно на школу приходился один учебник. По нему учитель зачитывал какой-либо текст и
тотчас заставлял учеников повторять его и записывать на вощеные дощечки. Затем записи
стирались, и школяры полагались только на свою память, часто «поощряемую» розгами. У
некоторых учеников память была феноменальной. Лучшие учителя противились подобнойсистеме обучения. Однако школьным делом преимущественно занимались грубые и
невежественные люди. Порой учитель деревенской школы, звонарь и причетник часто
выступали в одном лице.
Значительное влияние на просвещение оказали монастыри. Их история может стать
главой общей истории образования и культуры. Особого внимания здесь заслуживает
деятельность в VШ–XIII вв. монашеских орденов, прежде всего, 6eнедиктовцев,
францисканцев и доминиканцев. При монастырях создавались библиотеки, монастырские
школы давали более содержательное образование. Сначала в них обучались только будущие
священники, но затем и дети из других сословий. Монахи орденов стали трудиться
учителями деревенских и городских школ, составляли учебные книги и сборники. В начале
XV в. появилась первая детская книга «Утешение души». Она изложена в форме вопросов
ребенка и ответов на них отца или учителя. В России подобная книга издана в XVII в.
(«Гражданство обычаев детских» Славенецкого).
Развитие экономики, торговли и культурных связей постепенно укрепляли позиции
светского образования и ослабляли влияние церкви. В XII–XIII вв. в городах увеличивается
число цеховых (ремесленных) и гильдейских (купеческих) школ. Сначала и в них
преобладало религиозное обучение и воспитание. Со временем одни из них превратились в
начальные городские школы, другие же особое внимание стали уделять профессиональной
подготовке. Обучение начиналось с простых подсобных работ. С их усложнением ученик
становился подмастерьем, а затем мастером иногда подмастерью предписывалось совершить
путешествие, чтобы познать опыт других мастеров и лучше овладеть профессией.
Важную роль в культуре, науке, образовании в средние века играла схоластика (от
греч. Schola – школа), расцвет которой приходится на XII –XIII вв. Церковь увидела в ней
сильное средство для укрепления христианской веры. По своему содержанию схоластика
представляла собой всю «школьную философию», так как универсально объединяла
богословие с философией, юридическими, естественными, медицинскими и другими
знаниями, входившими в «тривиум» и «квадривиум».
Схоластика была обязана ссылками на авторитеты, строгой логикой дать
теоретическое обоснование Священному писанию, христианству, укреплять авторитет
церкви, разоблачать ереси. Следуя формальной логике, разрешалось использовать
накопленные и одобренные церковью научные знания. С «позволения» церкви оживали и
получали развитие научно-философские знания, логика мышления, что шло на пользу
образованию и педагогической теории. Полагают, что из исканий средневековых богословов
и ученых-схоластов возникли целые отрасли современной науки.
Со временем и не без влияния церкви, опасавшейся расширения светского
образования, в схоластике главным становится не содержание, а метод, формальная логика,
оторванная от жизни. С той поры на уровне обыденного сознания под схоластикой
понимается бесплодное умствование, формальное знание, не имеющее ничего общего с
реальностью.
Схоластика, объединившая под одной «крышей» богословие и различные науки,
ускорила создание первых университетов, важнейших символов высшего образования.
Применительно к учебному заведению термин «университет» (от лат. Universitas – союз,
общность) уже тогда выражал представление о союзе людей, заинтересованных в науке, – и
тех, кто учит, и тех, кто учится. Первые университеты возникли в Солерно и Болонье в XII в.,
затем – в Париже (1208). В них шли учиться те, кто уже овладел «квадривиумом» и хотел
высших знаний. По образцу первых (особенно Парижского) в XIII–XV вв. создаются
университеты во многих городах Европы; Оксфорде (1206) и Кембридже (1231), Неаполе
(1224), Лиссабоне (1290), Праге (1348), Кракове (1354), Вене (1065), Гейдельберге (1386),
Базене (1460) и др. В России первые университеты в Санкт-Петербурге и Москве былиоткрыты в 1724 и 1755 гг. С тех пор прошли века. Какие-то университетские традиции
исчезли, но многие живут и поныне.
Прибывающие в университеты из разных стран школяры объединялись в землячества
(«нации»). Часть их определялась на жительство в подобие общежитий – коллегии. От
последних пошли названия особых учебных заведений в Англии (колледжи) и во Франции
{коллежи). Впервые преподавание по факультетам (лат. Facultas – способность,
возможность) появилось в XIII в. в Парижском университете. В нем был низший,
подготовительный, и три высших факультета: богословский, медицинский и юридический.
Они возглавлялись деканами (лат. Decanus – десятник). Уже в те времена в Париже, где
читали лекции известные преподаватели, собиралось до 30 тыс. студентов одновременно.
Обучающийся на подготовительном факультете сначала получал степень бакалавра, а
при успешном окончании его – звание магистра свободных искусств. После этого ему
разрешалось стать студентом одного из высших факультетов и со временем, пройдя трудный
путь наук, стать доктором богословия, права или медицины.
Университеты обычно пользовались правами автономии: давали право на
преподавание, возводили в степени бакалавра, магистра и доктора, во многом были
независимы от местных властей. В случае разногласий с последними преподаватели и
студенты нередко уходили в другой город, где возобновляли занятия. Многие студенты сами
по себе в поисках лучших магистров и знаний переходили из одного университета в другой.
Их называли вагантами (лат. – «бродящие»). Среди студентов были и состоятельные
солидные люди, но большинство составляла молодежь, к тому, же малообеспеченная. Они
подрабатывали, просили милостыню, вступали в стычки с горожанами, даже грабили их,
устраивали шумные встречи-пирушки, на которых бывали споры, веселые розыгрыши,
читались стихи, сатиры, случались и потасовки.
Сначала учебные занятия в университетах велись в течение всего года. Только к
концу XV в. появилось деление на семестры. Сами занятия представляли лекции и
практические упражнения. Лекции велись не по курсам наук, а по книгам. Говорили, что
магистр читает, а студент слушает такую-то книгу. Одни из книг были более обязательными,
другие – менее. От студентов требовалась работа с текстами, на лекциях у них должны были
быть книги, собственные или взятые напрокат. Из-за нехватки книг и с целью дать общий
обзор предмета магистры стали составлять так называемые «итоги» или «суммы», где в
сжатом виде излагались основные тексты. Помимо положительного значения они давали и
отрицательный результат: уводили от работы с первоисточниками к Чтению и
комментированию только «суммы». На некоторых лекциях разрешалось задавать вопросы,
отвечать на них, кроме лектора, мог и кто-нибудь из студентов.
На практических занятиях проверялись знания текстов и толкований из разных
источников, умение их объяснить. Но главным в практическом обучении считались диспуты,
которые для студентов были любимым занятием, торжеством, подобно рыцарскому турниру.
Диспуты развивали мышление, дисциплинировали ум, приучали к систематизации в работе.
Однако нередко они превращались в пустые схоластические словопрения, споры до хрипоты,
сопровождаемые грубыми оскорблениями и даже драками. За пропуски, занятий или
опоздания взимались штрафы и со студентов, и с преподавателей.
Как правило, студенты были преданы своему университету, хранили его традиции, с
благодарностью вспоминали о нем. И ныне студенты во всем мире поют свой гимн,
пришедший к нам из средневековых университетов, начинающийся словами «Гаудеамус
игитур!» (лат.: «Так давайте радоваться!»). Многие университеты носили женские имена
(Рудольфина, Сорбонна, Альбертина и др.). Отсюда и теплые слова «alma mater» (с лат. –
«мать-кормилица», «любящая мать»), которыми питомцы называли свой университет. В
конце XV в. в Европе насчитывалось уже 65 университетов.В целом же для средневековья характерен крайне низкий уровень развития
образования и научных знаний. О происходящих явлениях люди судили преимущественно
исходя из установок религии или поверхностных наблюдений за окружающим миром
Посетите также мою страничку
nvspwiki.hnue.edu.vn/index.php?title=Find_Out_W... что нужно для открытии счета в иностранном банке
33490-+