Эпоха Возрождения (XIV–XVI вв.) – это время нового яркого явления в духовной
жизни Европы. Оно сравнимо с тем, что было в античном обществе, и тесно связано с
антинностью.
В XIV–XV вв. сначала в Италии, а затем и в других странах Европы быстро
развиваются капиталистические отношения. Нарождающейся буржуазии, передовым
дворянам, многим образованным людям были чужды церковные принципы аскетизма,
греховности, покорности человека судьбе. Складывается новая, раннебуржуазная культура,
для характеристики которой обычно употребляют понятия «Возрождение» и «гуманизм».
Первое из них подчеркивает связь новой культуры с античной, в которой легко
просматривались «новые» желаемые идеалы: оптимизм и радостное восприятие мира,
красота человека, состоящая в гармоническом сочетании его умственных и физических
способностей. Разыскивались рукописи античных авторов, ширился интерес к греческому и
латинскому языкам, литературе, искусству. Энгельс писал: «В спасенных при падении
Византии рукописях, в вырытых из развалин Рима античных статуях перед изумленным
Западом предстал новый мир – греческая древность; перед ее светлыми образами исчезли
призраки средневековья... Духовная диктатура церкви была сломлена».
Возвращение к античной культуре не означало ее простого воспроизведения. Вбирая
ее, культура Возрождения создавала свой стиль.
Понятие же «гуманизм» (лат. Humanus – «человечный») свидетельствовало, что в
центре новой культуры не божество, а человек, созданный для счастья, наслаждения
природой, любовью, искусством, образованием, наукой. Он и сам должен быть красив телом,
умом, душой. Только человек силой своего разума, верой в успех, активностью, волей,
является творцом всех ценностей и собственного счастья. И дело здесь не в его родовитости,
знатности, а в личных качествах, индивидуальности. Это был настоящий гимн Человеку,
создание его культа. Вместе с тем гуманисты открыто не выступали против Церкви. Одни
просто боялись ее, другие – по убеждениям. Бога они считали лишь творцом, однажды
приведшим в движение мир и с тех пор не вмешивающимся в деятельность людей.
Невежественное же и погрязшее в пороках духовенство подвергалось ими резкой критике.
Возникнув в XIV в. в Италии, идеи Возрождения и гуманизма в XV–XVI в.
распространяются в Германии, Англии, Франции, других странах:. Всюду прослеживается их
связь с движениями, называемыми реформацией католической церкви.
Многие гуманисты в XIV–XVI вв. или сами были педагогами, или обращались к
педагогической теории. Заметим, что идеи гуманизма в педагогике прослеживаются с
древнейших времен. Истинное воспитание по своей сущности всегда означает заботу о
ребенке, его настоящем и будущем: Так было в первобытном и рабовладельческом
обществах, хотя понимание гуманизма было различным. В античном мире преобладал
«рабовладельческий гуманизм». В эпоху Возрождения он становится буржуазным охватывая
широкие слои общества, предстает в более ярком, приближаясь к общечеловеческому,
выражение. Точнее, происходит оформление гуманистической педагогики в ведущее иперспективнейшее направление в теории и практике воспитания. Со временем идеи
гуманизма воспринимаются множеством педагогов, становятся основополагающими в
других педагогических течениях, что характерно и для современной мировой педагогики. В
конце XV–XVI вв. возникает еще одно направление – социалистическая педагогика.
Первоначально она представляла собой разновидность гуманистической педагогики, а
впоследствии стала самостоятельной, находясь, порой в сложных отношениях со своей
прародительницей.
Педагогика Возрождения своей сущностью и содержанием обращена к ребенку,
пронизана живым интересом и. любовью к нему. После мрачного средневековья такой
поворот потрясал современников, хотя и воспринимался ими по-разному. Система
воспитания с ее идеалами и требованиями охватывала не только мальчиков, но и девочек.
Утверждалось новое отношение к женщине.
Как и в античные времена, главный ориентир в воспитании – всестороннее развитие
человека. Значит, кроме заботы об умственном и нравственном воспитании, необходимо
физическое и эстетическое развитие детей и подростков. В качестве образца предлагалась
древнегреческая гимнастика. Прежнее равнодушное отношение к телу недопустимо. Нужно
не только любоваться им, но взращивать его красоту, заботиться о здоровье, овладевать
основами гигиены. Во взаимодействии физического и эстетического воспитания огромное
значение придавалось музыке и поэзии. Полностью, даже для непослушных и неуспевающих
учеников, исключались телесные наказания, так как они унижали Человека.
Педагоги-гуманисты отстаивали идею светской школы, свободной от опеки церкви.
Рекомендовались новая структура образования и методы обучения. Ведущее место
отводилось гуманитарным дисциплинам: греческому и латинскому языкам, грамматике,
античной литературе, истории, нравственной философии. Пусть учитель читает
воспитанникам произведения Гомера, Вергилия, Демокрита, Цицерона, знакомит их с
оригиналами, а не с искаженными переводами Библии, других ценных источников.
Объяснение содержания прочитанного и изученного разовьет у детей ясное мышление,
правильную речь. Обязательны для изучения также математика, астрономия, естествознание,
различные виды человеческой деятельности.
Такой была общая концепция гуманистической педагогики эпохи Возрождения.
Разумеется, в своих взглядах педагоги-гуманисты отличались друг от друга, чем и были
интересны. Особенно это относится к мыслителям того времени, которые вошли в историю
как первые социалисты, заложившие; основы социалистической педагогики (Мор и
Кампанелла). Как социалисты они выступали против частной собственности, считая ее
первопричиной всех человеческих бед. Предлагаемую систему воспитания они
проецировали на общество, где покончено с этой «злой» собственностью, а все люди равны и
счастливы. Разделяя общие идеи педагогики Возрождения, социалисты в дополнение к ним
предлагали и свои: всеобщее обучение на родном языке, равное образование для мужчин и
женщин, соединение обучения с участием детей в производительном труде, создание
условий для самообразования взрослых и т.д. Позже эти идеи получили развитие в трудах
других социалистов, в теории и практике воспитания.
И еще весьма важное. Замечательные идеи новой педагогики во времена самого
Возрождения оказали в основном сильное влияние лишь на развитие педагогической мысли,
теории. Практику же воспитания они почти не затронули. Учебные заведения в XIV–XVI вв.
преимущественно оставались типично средневековыми. Отдельные школы педагогов-
гуманистов, например «Дом радости» Витторино да Фельтре, не меняли общего положения
дел. Это был тот случай, когда классическое педагогическое наследие ждало своего часа. Его
более интенсивное востребование начинается с конца XVI в., достигает вершины в XVIII и
начале XIX вв., когда в культуру Европы приходит классицизм, а в просвещение –классическое образование. В конце XIX – начале XX вв. педагогику того времени называли
дочерью эпохи Возрождения и Реформации.