В Афинах и Спарте использовались некоторые общие педагогические факторы,
например религия, гимнастика, музыка, природа. Но они применялись с разными целями,
резко отличными способами, следовательно, и результаты были разными. Спартанская
система воспитания, несмотря на то, что в ней было много интересного и разумного,
представляла собой лишь тень афинской системы, как бы подчеркивала ее достоинства и
превосходство.
Цель спартанской системы – воспитание мужественного и умелого воина, и этому
было подчинено все. Государство устанавливало жесткий контроль над ребенком с первого
дня его жизни, а с семи лет мальчики вообще пребывали в воспитательных домах. Там их
обучали военному делу, закаляли длительными походами, маршами, строгой дисциплиной исуровыми условиями быта, простой пищей (слово «спартанский» и сегодня является
синонимом простоты, скудости, суровости). В образовании главное место занимала
гимнастика: упражнения в беге, прыжках, владении оружием, верховой езде, плавание,
метание диска. Другой важный предмет – музыка. В сочетании с пением и ритмикой она
должна была воспламенять мужество, призывать к подвигу, презирать трусов. Музыкальное
образование, по сути, совмещало в себе все умственное и нравственное воспитание. Чтению
и письму специально не учили, хотя среди спартанцев были и грамотные. Науки и искусства
мало почитались, а театр и риторика запрещались. Спарта – единственное в то время
античное государство, где занимались и воспитанием девушек. Их предназначение – стать
преданными государству здоровыми женщинами, женами и матерями воинов.
Афинская система воспитания.
Совершенно иной подход к воспитанию, до сих пор считающийся классическим, был
в Афинах. Здесь воспитание зависело, прежде всего, от семьи и общества, чутко
прислушивавшихся к педагогическим советам мудрецов-философов и политиков. Давалась
возможность получить разностороннее воспитание: умственное, художественное,
физическое, нравственное.
До семи лет мальчик воспитывался дома, а затем место матери или няни занимал
старый надежный слуга – педагог. Он всюду сопровождал своего питомца, наблюдал за его
поведением, предупреждал проступки, в редких случаях обучал. Отец обязан был дать сыну
необходимое образование и подготовить к какой-то профессии. Иначе он не имел права
требовать от сына помощи в старости. Настоящее образование требовало пройти уроки у
грамматиста (чтение, письмо, счет, поэзия), курс музыки в школе кифариста и гимнастики в
школе педот-риба. В обучении часто обращались к поэмам Гомера, овладевали правильной и
выразительной речью, исполнялись театральные представления, прибегали к игре.
Высоко ценилось гимнастическое воспитание. Им достигалась гармония тела,
ловкость и сила, мужество и воздержание, самообладание, чувство дружбы и товарищества.
Гимнастика приравнивалась к искусству, призванному гармонически развивать тело и, что
не менее важно, формировать духовные качества. Соответственно музыка считалась
гимнастикой не только голоса и слуха или игры на струнном инструменте. Полагали, что
главное в ней – нравственное образование и воспитание при помощи мелодии и гармонии.
Музыка почиталась как источник всего высокого, благородного и прекрасного, она
проникала во все государственные и житейские отношения. Греки были убеждены, что от
изменения музыки могут быть перевороты в государстве, а от ее упадка – катастрофы в
общественной жизни. Не любить и не понимать музыку считалось признаком дикости,
испорченности. Гимнастика и музыка вместе с поэзией и математикой готовили юношу для
постижения философии, которая в представлении греков являлась наивысшим искусством,
поскольку она связывала человека с глубинами мудрости.
Образовательные учреждение в Афинах, как правило, были частными. Школы
грамоты – довольно скромными по оснащению, гимнастические и музыкальные – более
устроенными. В Афинах насчитывалось несколько гимназий с оборудованными местами для
физических упражнений и прогулок (залы, парки, аллеи). В них проводились общественные
беседы, диспуты, встречи с философами.
Характерные черты афинского воспитания – свобода, привлекательность, полнота,
разносторонность. Сократ сравнивал его с праздничной процессией, в которой есть что
посмотреть, послушать и чему поучиться! Несомненная заслуга Афин в том, что Эллада уже
тысячелетия поражает человечество своими достижениями в культуре. Она дала миру
множество ярких личностей: философов и других ученых, поэтов, драматургов, скульпторов,
архитекторов, политических и общественных деятелей, ораторов, полководцев, искуснейшихремесленников и др. Ее по праву считают колыбелью европейской цивилизации, здесь
закладывались основы многих наук и искусств.
Но все системы воспитания того времени, включая и афинскую, были предназначены
только для свободных и преимущественно состоятельных граждан. Уделом рабов был
тяжкий физический труд, считавшийся недостойным свободного человека. Рабов
воспитывали по иной системе – в духе абсолютного послушания своему владельцу с
применением самых жестоких средств. Однако многие рабовладельцы не упускали случая
извлечь выгоду из способностей своих рабов. Поэтому среди них встречались грамотные, а
подчас и высокообразованные люди. Их использовали в качестве управляющих хозяйством,
искусных ремесленников, архитекторов, скульпторов, педагогов и др. Рабом был, например,
Эзоп – знаменитый древнегреческий баснописец.
Эллинские системы воспитания пытались перенимать другие страны. Полностью
повторить их, особенно афинскую, конечно, было невозможно. Ближе других к ним подошла
система воспитания в Древнем Риме, особенно после завоевания им Греции во II в. до н. э.
Одной из главных сторон воспитания в Риме было внимание к грамматике,
литературе, риторике. Ко II в. до н. э. складывается классическая латинская литературная
культура. С расширением владений Древнего Рима латинский язык распространился на
большую часть Европы, страны Средиземноморья. Однако он был не только языком
завоевателей. Латынь помогала более экономно, кратко, энергично выразить мысль. Поэтому
в течение многих веков латинский язык оставался в Европе письменным, а отчасти и
разговорным языком в области наук, дипломатии, права, педагогики, церкви. Перед
национальными языками он начал отступать только с XV–XVI вв. Латынь наряду с
греческим языком и сегодня является богатым источником для создания научной и
технической терминологии.
Общий упадок Древней Греции и Рима сказался и на их культуре, в том числе на
педагогической мысли и воспитании