Прародиной образования стали страны Древнего Востока (Вавилония, Ассирия,
Египет, Китай, Индия и др.). Здесь получили развитие три основных типа школы: жреческие
школы, которые создавались при храмах и готовили служителей культа, – они относились к
господствующему слою общества и были окружены почитанием как первые толкователи
религиозного учения, причастные к таинствам молитв и обрядов; дворцовые школы, которые
предназначались для обучения детей рабовладельческой знати – элиты общества; школы
писцов-чиновников были призваны удовлетворять нужды административно-хозяйственного
управления, потребности в строительстве ирригационных сооружений и в уходе за ними и
др.
Обучение в школе писцов было столь же долгим, сколь и дорогим. Оно не было
доступным для детей- ремесленников и земледельцев. Только знатные чиновники и богатые
рабовладельцы могли обучать своих сыновей в таких школах.
В школе писцов обучали мальчиков в возрасте от 5 до 16 лет; начиная с 12 лет
ученики уже работали в канцеляриях, выполняли простейшие из обязанностей писцов.
Занятия продолжались с раннего утра до позднего вечера, обед приносили из дому, обычно
он состоял из 3 хлебцев и 2 кружек пива.
В жреческих школах содержание образования было более широким и
многопредметным. Так, в школах для жрецов и судей в Вавилонском государстве, кроме
обычных основ общей грамотности (письмо на клинописной основе, счет, чтение),
преподавались право, астрономия, астрология, медицина, давалось религиозное образование.
Кроме названных выше школ, дети египетской знати обучались в военных школах,
которые готовили начальников войск. Самой привилегированной школой, куда даже дети из
богатых и знатных семей могли попасть только по протекции, была школа колесничих. Об
элитарном характере всех указанных школ можно судить по следующей записи на папирусе,
сделанной одним из придворных: «… по приказу фараона учредил я школы со всеми их
учениками из сыновей людей (т. е. знатных), но не из сыновей бедняков».
Среди стран древневосточной цивилизации известным своеобразием в развитии
систем образования выделялись Индия и Китай. Это определялось их национально-
историческими традициями и присущим данным регионам Востока менталитетом. Однако
специфические особенности в этих странах выделяются не более отчетливо, чем
свойственные им общие черты.Прежде всего характерно, что первые школы и различные формы образования
возникли почти одновременно и в Индии, и в Китае в долинах больших рек, где благодаря
плодородной почве широко развивались земледелие и в целом хозяйственная жизнь,
производственная деятельность народов этих стран.
Археологические данные свидетельствуют, что уже в третьем тыс. до н. э. в долине
Инда возникли рабовладельческие государства с достаточно высокой для той эпохи
культурой. Пришедшие им на смену (в сер II тыс. – сер. I тыс. до н. э.) новые
рабовладельческие общества образовывались также в долинах рек Ганга и Джамны.
Примерно в это же время появились первые рабовладельческие государства в Китае по
берегам реки Хуанхе. Дошедшие до нас памятники письменности – надписи на костях и
панцирях черепах свидетельствуют о развитии грамотности и культуры в китайских
государствах той эпохи. Вывод о том, что письменность, а следовательно, и писцы, обучение
грамоте в Китае появились во II тыс. до н. э., основывается на археологических
свидетельствах о том, что примерно в этот исторический Период появляются летописи на
бамбуковых и деревянных планках; на шелку начали писать в III в. до н. э., а бумага
появилась в 105 г. н. э.
Основные данные о процессе образования в Индии содержатся в Ведах – древнейших
памятниках индийской религиозной литературы, а также в Упанишадах (религиозно-
философских произведениях). В частности, по этим источникам есть возможность судить о
характере образования в школах для двух высших сословий – брахманов и кшатриев. В этих
школах одновременно жили до их окончания и обучались ученики в возрасте от 6–12 лет до
22–24 лет. Большая часть учебного времени посвящалась заучиванию с большой точностью,
не допускающей изменении ни одного слова, стихов, гимнов и других религиозных текстов.
Уделялось внимание изучению философии и обучению красноречию, чтобы выпускники
школы могли участвовать в диспутах на религиозно-философские темы. После окончания
школы брахманы становились жрецами, а кшатрии получали специальную военную
подготовку, поскольку представители этого сословия занимали высшие военные должности.
Книги Вед характеризуют основной круг предметов, которые изучались в этих школах:
грамматика и литература, математика, история, медицина, этика, танцы и музыка.
Ведущим типом школы в Китае в III и II тыс. до н. э. являлись общинные школы. В
них юноши бесплатно обучались стрельбе из лука, религиозным пениям и обрядам.
Несколько позже (в сер. 1-го тыс. до н. э.) состав учебных предметов пополнился еще тремя:
управление конем, письмо и счет.
Важным фактором, способствовавшим совершенствованию обучения грамоте и
образования в целом явилась проведенная в III в. до н. э. унификация всех иероглифов (до
этого в различных провинциях одни и те же знаки писали по-разному). Правда, и после
реформы количество знаков достигало нескольких тысяч.
Школьное обучение начиналось с 6–7 лет, сыновья знатных родителей получали
домашнее воспитание.
Система образования слагалась из трех ступеней. Первая посвящалась заучиванию
учениками с голоса фраз, текстов, приобретению умения писать и понимать значение
иероглифов. На второй ступени к указанному добавлялось обучение стилистике и правилам
стихосложения. Третья ступень предназначалась для тех, кто стремился стать ученым или
чиновником – они должны были в течение ряда лет сдавать несколько экзаменов.
Однако охарактеризованная система общего образования предназначалась для
аристократии и детей чиновников. Простолюдины получали небольшой круг необходимых
практических знаний.
Высшее образование заключалось в обучении ораторскому искусству и философии.
В основе всей-системы образования в Древнем Китае лежало этико-политическое
учение, основоположником которого был Конфуций (551–479 гг. до н. э.). По его имени онополучило название конфуцианства. Под влиянием этого учения, ставшего официальной
государственной идеологией, образование приобрело на 2 тысячи лет вперед, в основном,
гуманитарный характер. Это негативно сказалось на развитии науки и культуры, поскольку
система образования, фактически, игнорировала происходивший со времен династии Хань
(206 г. до н. э. – 220 г. н. э.) рост таких наук, как математика, астрономия, медицина,
гидротехника, прогресс в области строительного дела.
Авторитет Конфуция огромен, его рассудительное и практическое учение вписалось в
жизнь народа и на много веков определило характер китайской системы образования, а сам
он провозглашен «учителем 10 тысяч поколений».
Обладая огромной эрудицией, Конфуций был противником таинственности, всего
непонятного. Незначительное место в его мировоззрении занимала и религия. Конечная цель
человека, по Конфуцию, чисто земная: укрепление нравственности и преодоление невзгод в
создаваемом гармоничном обществе. Для этого нужно следовать универсальным законам
жизни – гуманности и этикету (Жень и Ли).
Они просты. Гуманность в том, чтобы не делать другим того, чего не желаешь себе. И
это, считал Конфуций, не столько божественная заповедь, сколько свойство человека,
который по своей природе более склонен к добру, чем ко злу. Этикет воплощается в
соблюдении традиций, почитании родителей, старших в семье, покорности государю.
В учении Конфуция много общечеловеческого: чтобы быть счастливым, строй свою
жизнь на доброте, трудолюбии, порядочности, почитай старших, традиции, люби семью,
народ, страну. Поэтому учение Конфуция вышло за рамки Китая, получило мировую
известность, и сегодня у него множество почитателей в разных странах.
Таким образом, цивилизация, созданная рабовладельческими государствами Древнего
Востока, явилась одним из важных источников дальнейшего развития мировой духовной
культуры, в частности образования, именно в этих государствах возникает письменность,
организуются первые школы, зарождаются первые педагогические идеи. Традиции и
прогрессивные тенденции древневосточной цивилизации были восприняты и углублены
прежде всего в античном мире, где сложились три, во многом схожие и вместе с тем
своеобразные, системы образования и воспитания: спартанская, афинская и римская.