Воспитание как целенаправленный и самостоятельный процесс берет свое начало в
тот исторический период развития человеческого общества, когда с разделением труда
происходит обособление до ранее проявлявшей себя стихийно функции передачи опытапрошлых поколений новым. С этого момента данная функция становится содержанием
специально организованной деятельности по подготовке подрастающих поколений к
самостоятельной жизни и труду. Так родилась профессия, целиком связанная с образованием
и воспитанием детей и юношества, – профессия педагога, учителя, воспитателя.
Кратко охарактеризованный выше процесс – результат очень длительного
исторического развития: прошло много сотен тысяч лет прежде чем эпоха первобытного
человеческого стада (первый период истории человеческого общества) сменилась эпохой
родового строя. Если о первом периоде трудно создать более или менее определенное
представление, в частности о характере воспитания в нем, из-за отсутствия сколько-нибудь
конкретных этнографических, археологических и палеоантропологических сведений, то в
отношении эпохи родового строя есть возможность по этнографическим данным в известной
мере воссоздать существовавшую тогда систему обучения и формирования потомства. Ее
основной целью было развитие трудовых навыков, чувства верности интересам рода и
племени при безусловном подчинении им интересов отдельной личности, сообщение знаний
о традициях, обычаях и нормах поведения в данном роде и племени на основе ознакомления
со сложившимися в них преданиями и верованиями. Одной из главных форм воспитания
были нелегкие и даже часто мучительные испытания – вроде выбивания зубов. Эти
возрастные инициации были необходимым условием того, чтобы подростки могли быть
признаны полноправными членами родового общества.
Изучение учеными-этнографами в XIX – нач. XX в., сохранивших многие черты
первобытности некоторых племен в Новой Гвинее, Южной Америке, Австралии и в других
местах земного шара, позволило установить, что инициация длилась от нескольких недель до
нескольких лет. В этот период юноши изолировались от женщин и детей, должны были
воздерживаться от определенных видов пищи, им запрещалось участвовать в празднествах,
они должны были соблюдать ряд других запретов. У отдельных племен в Южной Америке,
аборигенов Австралии и во многих других племенах юноши в период инициации выполняли
различные виды непростых трудовых задании (они, например, занимались охотой на
грозных и сильных зверей – тигров, леопардов, диких кабанов и др.) Старейшины знакомили
их с правами и обязанностями в данном роде и племени, рассказывали мифы, повествующие
об их истории. Старые женщины в период инициации прививали девушкам навыки ведения
домашнего хозяйства, ухода за маленькими детьми и больными стариками. Таким образом,
первыми педагогами-воспитателями были старейшие, умудренные жизненным опытом и
хорошо знавшие родовые и племенные традиции члены общества.
Завершались инициации обрядовым посвящением всех юношей и девушек во
взрослые члены рода. Такой обряд превращался в праздничное торжество.
Однако этнографы пришли к выводу, что такая система воспитания, основанная на
испытаниях и обряде посвящения, применялась не во всех племенах. В некоторых из них
старшие дети – подростки и юноши заботились о младших, учили их правильной речи,
плаванию и т. д. С 8–9 лет мальчики участвовали вместе с отцами в охоте, а девочки
помогали матерям вести домашнее хозяйство. Постепенно в таких делах и занятиях, без
каких-либо специальных испытаний, дети становились полноправными членами родовой
общины, взрослыми.
Изучение жизни и быта отсталых народов мира, не достигнувших первооснов
современной цивилизации, находящихся фактически на первобытном уровне, дало
основание заключить, что в первобытно-общинном воспитании определенное место
занимали игры, имитирующие различные виды труда взрослых членов рода и племени –
охоту, рыбную ловлю и другие занятия. Заметно проявляются элементы свободного
воспитания, ненасильственной педагогики. Так, физические наказания как средство
воспитательного воздействия отсутствуют у большинства племен или же применяются в
исключительных случаях.При всей примитивности первобытно-общинного воспитания, отражавшего низшую
ступень развития человеческого общества (только в конце родового строя наши далекие
предки узнали, что такое частная собственность, а вместе с ней встретились с первыми
признаками социальной дифференциации, расслоения общества на имущих и неимущих,
разделения труда – скотоводство постепенно отделяется от земледелия), воспитательная
система этого исторического периода не исчезла бесследно. Она подчеркнула значение
воспитания как важнейшего фактора жизнеобеспечения общества, предложила два варианта
формирования новых поколений (через своеобразную систему инициации и посредством
более свободной организации воспитания, исключающей насилие взрослых над детьми).
Наконец, первобытно-общинное воспитание достаточно убедительно продемонстрировало
важную роль педагога, обладающего качествами опытнейшего и мудрейшего члена общины,
в процессе воспроизведения новых поколений людей, способных в преемственной связи с
трудом, традиционными обычаями и нормами поведения старших продолжать жизнь рода и
племени. Новые поколения, все больше освобождаясь от обычаев и нравов зоологического
индивидуализма, характерного для периода стадности, последовательно утверждали, во
многом благодаря именно воспитанию, социальные начала в человеке и обществе