Вопрос 1 - Сущность самостоятельной работы с учащимися
Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий. И.А. Зимняя
П.И. Пидкасистый – указывает, что сам. Работой является выполнение какого-либо задания без посторонней помощи.
Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания. Самостоятельная работа связана с работой школьника в классе и является следствием правильной организации учебно-познавательной деятельности на уроке. Если человек живёт в состоянии наивысшего интеллектуального напряжения, то он непременно меняется, формируется как личность высокой культуры. Именно самостоятельная работа вырабатывает высокую культуру умственного труда, которая предполагает не только технику чтения, изучение книги, ведение записей, а прежде всего ума, потребность в самостоятельной деятельности, стремление вникнуть в сущность вопроса, идти вглубь ещё не решённых проблем. В процессе такого труда наиболее полно выявляются индивидуальные способности школьников, их наклонности и интересы, которые способствуют развитию умения анализировать факты и явления, учат самостоятельному мышлению, которое приводит к творческому развитию и созданию собственного мнения, своих взглядов, представлений, своей позиции. Из всего ранее сказанного видно, что самостоятельная работа – это высшая работа учебной деятельности школьника и является компонентом целостного педагогического процесса, поэтому её присущи такие функции, как воспитательная, образовательная, развивающая.
Вопрос 2 - Виды самостоятельной работы с учащимися.
Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий.
В зависимости от целей самостоятельные работы можно разделить на следующие: Обучающие. Тренировочные. Закрепляющие. Повторительные. Развивающие. Творческие. Контрольные.
Классификация самостоятельной работы по дидактической цели: Приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания; Закрепление и уточнение знаний; Выработка учения применять знания в решении учебных и практических задач; Формирование учений и навыков практического характера; Формирование умений и навыков творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.
К основным видам самостоятельных работ можно отнести следующие: Работа с книгой. Упражнения.
Выполнение практических и лабораторных работ.
Проверочные самостоятельные, контрольные работы, диктанты, сочинения. Подготовка докладов, рефератов. Домашние опыты, наблюдения. Техническое моделирование и конструирование.
Вопрос 3 - Особенности самостоятельной работы с учащимися.
Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий. Должна носить целенаправленный характер
-Должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при её выполнении работать напряженно
-На первых парах у учащихся нужно сформировать простейшие навыки СР
-Для СР нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону
-Необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различными учащимися требуется разное время
-Задания, предлагаемые для СР, должны вызывать интерес учащихся
-СР учащихся необходимо планомерно и систематически включать в учебный процесс
-Необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала учителем с СР учащихся по приобретению знаний, умений и навыков
-При выполнении учащимися СР любого вида руководящая роль должна принадлежать учителю, учитель продумывает систему СР, их планомерное включение в учебный процесс.
-Учитывать индивидуальные особенности
-Составление тематических планов
-Предварительная подготовка учителя
Вопрос 4 - Организация самостоятельной работы учащихся на уроках в начальной школе.
К каждому уроку разработана самостоятельная
работа трех уровней:
- первый уровень – базовый;
- второй уровень – повышенной сложности;
- третий – творческий.
Сначала вместе с учителем дети разбирают, как выполнить то или иное задание, решить задачу,
для этого надо знать и помнить, какое правило необходимо повторить, затем идет
выполнение этого задания, после выполнения следует проверка. 1)Хорошо понимать её цели.(1актуализация знаний учащихся;2изучение новых знаний;3закрепление и повторение знаний и умений учащихся;4проверка знаний и умений учащихся) 2)Отчётливо видеть её место в общей структуре урока. 3)Ориентироваться в требованиях на имеющийся ур-нь школьников, овладения учебным материалом. 4)Максимально учитывать ур-нь подготовленности учащихся(гимназия,обычная)
5)Использовать активные задания 6)Обоснованно выбирать объём сам. работы. 7)Разнообразить сам. работы по содержанию. 8)Предлагать ученикам нестандартные интересные сам. Работы (викторины, игры) 9)Определять длительность сам работы следить за временем. 10)Готовить необходимые дидактические материалы(опорные схемы)
11)Искать рациональные способы работ
12)Подводить итоги выполнения сам. работ
13)Проектировать развив работы.
Вопрос 5 - Структура самостоятельной работы на уроке в начальной школе.
Самостоятельная работа на уроке имеет определённую структуру, существует 5 элементов:
1)Орг. момент 2-3 мин.(подготовка детьми рабочего места, выдача инструмента, словаря, пособия, памяток и др.) 2)Актуализация знаний 3-5 мин.(создание единого ритма, темпа деятельности, атмосферы порядка и дисциплины, повтор изученного) 3)Постановка целей и учебных задач 5-7 мин.(учитель ставит чёткую цель, объясняет содержание заданий, может написать план работы, дать алгоритм заданий; создаёт условия; чтобы дети не боялись выполнения задания и верили в свой успех) 4)Самостоятельная работа 25мин.(роль учителя – наблюдатель, консультант)
5)Проверка и рефлексия(осуществляет учитель, поясняя кто работал с интересом, старался, кто помогал товарищу).
Вопрос 6 - Способы организации самостоятельной работы на уроке в начальной школе.
Сам. Работа различается по способу организации:
1)Общеклассная (фронтальная) – одна и та же работа, всем.
2)Групповая (различные дети работают над разным заданием)
3)Индивидуальная (каждому своё)
-Проблемное обучение - это метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации, которая является для ребенка интеллектуальным затруднением.
Данный метод помогает сформировать у детей умение выстраивать мыслительную деятельность последовательно, которая стимулируется постановкой проблемного вопроса, поскольку нахождение решения проблемы происходит поэтапно.
1) Появление проблемной ситуации; 2) Выявление и четкое определение сущности проблемы; 3) Определение путей выхода из ситуации, либо вынесение предположений возможного решения и их обоснование; 4) Доказательство верности вынесенных предположений и верности возможного их решения; 5) Проверка, на сколько, верно решение проблемы.
-Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся.
Существует несколько подходов к классификации проектов. Их можно подразделить на пять групп.
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, города, села.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Оно включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
Ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нём, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания.
Проекты также различаются по комплексности, по продолжительности и по числу участников. Наиболее существенное методическое различие состоит в том, что одни проекты рассчитаны на реализацию в течение урока («мини-проект»), другие охватывают серию уроков и самостоятельную внеурочную деятельность учащихся; третьи относятся исключительно к сфере внеклассной деятельности.
В процессе проектной деятельности формируются следующие компетенции:
1.Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения задачи;
2.Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно привлекать знания из различных областей;
-умение самостоятельно найти информацию в информационном поле;
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умения коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнёром;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач:
- навыки делового партнёрского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников;
4.Менеджерские умения и навыки:
- умение проектировать процесс (изделие);
- умение планировать деятельность, время, ресурсы;
-умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
- навыки анализа собственной деятельности.
5.Коммуникативные умения:
- умение вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса;
6.Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение пользоваться средствами наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Вопрос 7 - Сущность понятия «игровая деятельность»
Игра - Это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Все формы игры у любых представителей животного мира коренным образом отличаются от «серьезной» деятельности, но в то же время в них прослеживается явное сходство с конкретными, вполне серьезными ситуациями — и не просто сходство, а имитация. Это справедливо даже в отношении абстрактных игр взрослых людей — ведь покер или шахматы позволяют им дать выход определенным интеллектуальным способностям.
Главное отличие игры от деятельности другого вида состоит в том, что данный вид деятельности ориентирован не на столько на конкретный результат, сколько на сам процесс – правила, ситуацию, воображаемую обстановку. Результатом игры не становится производство какого-либо материального или идеального продукта.
Особенность игры состоит также в ее добровольном характере. Так, животное нельзя заставить играть путем положительного или отрицательного подкрепления. Условием возникновения игры служит комфортное состояние организма; отсутствие голода, жажды или неблагоприятных условий среды. Игровому поведению присущ высокий положительно-эмоциональный компонент – животным явно нравится играть. Так же и у детей. Ребенок не станет играть в случае, если не испытывает к данной игре интереса.
Таким образом, игровая деятельность – это явление, свойственное только тем представителям животного мира, в онтогенезе которых есть период детства. Главным отличием игры от других видов деятельности является ее «условный» характер, а также возникновение только в условиях эмоционального комфорта.
Игровая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность получает удовольствие от проявления физических и духовных сил. Задачи игры: Главная задача обучения – подготовка детей к жизни. Способствовать адаптации ребенка к условиям социальной жизни в дальнейшем. Организация учебно-познавательной деятельности. Создание и укрепление детского коллектива. Роль игры в воспитании личности:
В играх ребёнок осваивает окружающий предметный мир и отношени
взрослых. Через себя в игре ребёнок начинает понимать другого человека, точно так же как через другого начинает понимать себя.
Чем младше ребёнок, тем бóльшую воспитательно-развивающу значимость в его жизни имеют игры. Детская игра – исторически возникший вид деятельность заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношении между ними и направленный на познание окружающей действительности.
Вопрос 8 - Игровая деятельность в процессе обучения детей младшего школьного возраста.
Игровая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность получает удовольствие от проявления физических и духовных сил. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. К дидактическим играм относятся собственно обучающие игры с правилами, игры и упражнения с дидактическими игрушками и материалами, некоторые игры-занятия. Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся. Игры-путешествия. Игры-поручения. Игры-предположения. Игры-загадки. Игры-беседы (игры-диалоги). Пример: Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: "Помоги Буратино расставить знаки препинания", "Проверь домашнее задание у Незнайки".
Вопрос 9 - Игровая деятельность, как эффективное средство включения младшего школьника в учебный процесс на уроке.
Игровая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность получает удовольствие от проявления физических и духовных сил. Принимая участие в играх, дети проявляют большую активность. Включая в процесс обучения детей игры и игровые моменты, нужно всегда помнить об их целях и назначении. Нельзя забывать, что за игрой стоит учебный процесс и задача учителя – научить малыша самостоятельно учится, формировать у него потребность активно относится к учебному процессу, помочь сделать серьезный труд детей занимательным, продуктивным. Важно с самого начала заинтересовать детей, ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать тему, что именно им придется изучить и освоить. Но дети все разные. Значит и подходы в обучении должны быть различными не только с педагогической точки зрения, но и с психологической. Очень важно интересно начать урок, т. к. организационный момент предназначен для создания у учащихся рабочей настроенности и поэтому требует от учителя творческого подхода, вариации различных приемов, поиска своеобразной формы, отвечающей содержанию каждого урока и собственного стиля педагогической деятельности. Большое значение имеет установление контакта с детьми. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности, следовательно, благодаря игре, повышается эффективность урока, но при условии:
- систематического использования игровых методов и приемов в образовательном процессе;
- учета возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста;
- создания комфортных психолого-педагогических условий, для становления гармонично-развитой подрастающей личности.
Игра одновременно преследует три цели: воспитательную, игровую и учебную. Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально-пассивных детей, на детей, испытывающих трудности в обучении. Такие дети в игре способны выполнить такой объем работы, который никогда не выполнят в обычной учебной обстановке. Очень важна и ситуация переживания успеха для таких детей. Для них нужно подбирать такие задания, с которыми они могли бы справиться, постепенно усложняя их. Возможны, так называемые, сдвоенные задания, где первое подготавливает к выполнению второго. Для младшего школьного возраста учение – новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между “внешним миром знания” и психикой ребёнка. Игровое действие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у младшего школьника страх неизвестности, постоянно внушаемое уважение к премудростям школьной жизни, что мешает свободному освоению знаний. Игры и логические задачи должны быть в начальной школе обязательными структурными элементами урока окружающего мира. Это даст возможность учителю организовывать познавательную активность учащихся начальных классов.
Итак, игры могут быть полезны для понимания и осмысления нового материала, усвоения и обобщения, установления связей между понятиями, выражения собственных мыслей и речи.
Они могут помочь:
- активизировать учебную работу в классе, повысить активность и инициативу школьников;
- умение подчиниться правилам
- дать ощущение свободы и раскованность, особенно нервным, слабым и неуверенным в себе детям;
- укрепить дружеские отношения в классе.
Вопрос 10 - Метод «малых групп» как способ формирования самостоятельности младших школьников.
Метод малых групп часто используется педагогами для проведения занятий. Успех этого метода определяется правильным распределением участников в группы. Формирование малых групп зависит от цели, которую педагог ставит перед собой. Есть игры, объединяющие участников в группы по симпатиям или спонтанно. Большая часть жизни человека протекает в малых группах: в семье, игровых компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях. Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества, поэтому личность нельзя изучать вне группы. Через малые группы осуществляются связи личности с обществом: группа трансформирует воздействие общества на личность, личность воздействует на общество сильнее, если за ней стоит группа. Работа в малых группах в сочетании с двигательной активностью учеников повышает эффективность ученического труда. Работая в малых группах, дети учатся общаться друг с другом. При введении совместной деятельности у учеников не только повышается желание совместно овладевать знаниями, но и стремление поделиться ими с товарищами. Работа в группах, парах переменного состава ставит детей в равные условия, чтобы каждый независимо от его дисциплины и успеваемости побывал в роли и проверяемого и проверяющего. У детей формируется стремление к взаимопомощи, чувство личной ответственности не только за свое личное дело, но и за дело других, класса в целом. Работая в малых группах, учитель может решить сразу несколько задач: контроль, повторение, закрепление изученного материала; выявление пробелов в знаниях у учеников и оказание им помощи.
Недостатки традиционной формы обучения. Среди существенных недостатков этого типа обучения можно назвать его ориентированность в большей степени на память, а не на мышление. Это обучение также мало способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, активности. Учебно-познавательный процесс в большей степени носит репродуктивный (воспроизводящий) характер, вследствие чего у учащихся формируется репродуктивный стиль познавательной деятельности. Кроме того, отсутствует возможность приспособить темп обучения к различным индивидуально-психологическим особенностям учащихся (противоречие между фронтальным обучением и индивидуальным характером усвоения знаний).
Вопрос 11 - Организация работы по методу "малых групп".
Рекомендации по организации работы с малыми группами:
• Начинайте групповую работу не торопясь.
• Если у Вас или у учащихся никогда не было опыта работы в малых группах, можно организовать сначала пары.
• Уделите особое внимание учащимся, которые с трудом приспосабливаются к работе в небольшой группе.
• Когда учащиеся научатся работать в паре, переходите к работе в группе, которая состоит из трех учащихся.
• Как только Вы убедитесь, что эта группа способна функционировать самостоятельно, постепенно добавляйте новых учащихся.
• Старайтесь не включать в малую группу более пяти человек.
Организуя групповую работу, обращайте внимание на следующие ее аспекты:
* Убедитесь, что учащиеся обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания. Нехватка знаний очень скоро даст о себе знать - учащиеся не станут прилагать усилий для выполнения задания.
* Старайтесь сделать свои инструкции максимально четкими. Маловероятно, что группа сможет воспринять более одной или двух, даже очень четких, инструкций за один раз. Запишите инструкции на доске и (или) карточках.
* Предоставьте группе достаточно времени на выполнение задания. Придумай те, чем занять группы, которые справятся с заданием раньше остальных.
* Групповая работа должна стать правилом, а не радикальным, единичным отступлением от традиционной практики применения пассивных методов обучения. В то же время не следует использовать малые группы в тех случаях, когда выполнение задания требует индивидуальной работы.
* Подумайте о том, как Ваш метод поощрения/оценки влияет на использование групповой работы. Обеспечьте групповые награды за групповые усилия.
* Будьте внимательны к вопросам внутригруппового управления. Если один из учащихся должен отчитаться перед классом о работе группы, обеспечьте справедливый выбор докладчика.
Вопрос 12 - Основные принципы организации работы метода "малых групп".
Выделяют следующие принципы организации совместной деятельности:
Принцип «индивидуальных вкладов», который предполагает внесение различного рода предложений со стороны участников обсуждения задания. При использовании этого принципа учитываются различные способности детей:
общительность;
самостоятельность;
умение посмотреть на проблеме с позиции другого человека;
склонность к творческой работе;
уровень знаний;
характер межличностных отношений;
уровень социально – психической зрелости группы.
«Позиционный» принцип, когда выявляются и сталкиваются различные позиции учащихся, их взгляды на один и тот же объект, разброс точек зрения приводит к их сопоставлению и обсуждению для выбора наиболее правильной. Таким образом. Более точно понимается содержание решаемой задачи.
Общение со сверстниками в процессе работы приводит к конфликту позиций детей. Разрешая такой конфликт, учащиеся не только ищут ответ на поставленную задачу, но и учатся уважительно относиться к другой точке зрения. При этом обмен позициями в ходе учебной работы способствует формированию умения рассматривать свою точку зрения глазами другого человека, уточнению и обогащению собственных знаний, а также овладению учащимися действиями контроля и оценки, играющими важную роль для формирования учебной деятельности.
Принцип «содержательного распределения действий».
Типичным для этого принципа является такая организация взаимодействия, в которой разделению между участниками подлежит само усваиваемое понятие. Если изучаемое понятие содержит в себе несколько закономерностей, свойств, то их можно распределить между участниками групповой работы так, чтобы каждый из них осуществлял только свое действие. В ходе поиска решения поставленной задачи учащиеся имеют возможность обмениваться действиями, что позволяет осуществлять данный процесс двунаправлено – на предмет усвоения и на других участников.
Вопрос 13 - Функции "малых групп".
К функциям малой группы относятся:
1) Инструментальная функция
2) Экспрессивная функция (эмоции, чувства)
3) Объединяющая функция (сплоченность)
4) Коммуникативная функция (общение)
5) Социализация
6) Санкционирующая или регулятивная функция
Теперь рассмотрим каждую из выше приведенных функций более подробно. 1)Инструментальная функция: многие группы образуются ради выполнения определенной работы. Люди заняты трудовой, производственной деятельностью. Эти инструментальные группы необходимы для осуществления дел, которые трудно или невозможно выполнить одному человеку. Бригада строителей, группа хирургов, поточная линия на производстве и футбольная команда создаются для достижения определенных целей.
2) Экспрессивная функция: она имеет своей целью удовлетворить стремление членов групп к социальному одобрению, уважению и доверию. Такие группы образуются стихийно при сравнительно небольшом воздействии извне. Примерами подобных групп могут служить компании друзей и подростков, которым нравится вместе играть, заниматься спортом или устраивать вечеринки. Однако нет четко выраженной границы между инструментальными и экспрессивными группами. Инструментальные часто выполняют экспрессивные функции. Между членами войсковых соединений могут сложиться гораздо более глубокие эмоциональные отношения, чем те, что необходимы для победы в сражении. С другой стороны, экспрессивные группы можно считать инструментальными, поскольку они создаются с определенной целью - для получения удовольствия от человеческого общения.
Вопрос 14 - Недостатки традиционных формы проведения уроков.
Недостатки традиционного урока (объяснительно-иллюстративного типа обучения)
1)не обеспечивает условий реализации принципа развивающего обучения
2)не учитывает закономерности развития мыслительной деятельности
3)перегрузка учителя
4)недостаточно уделяется внимания процессу обучения (нацеленность на результат)
5)изоляция обучающихся от общения друг с другом
6)шаблонность, однообразие
7)низкий уровень самостоятельности
8)отсутствие возможности критического мышления
9)преобладание монолога учителя
10)доминирование фронтальных методов над индивидуальными
11)слабая связь теории с практикой
12)трудности с реализацией личностно-ориентированного обучения.
Вопрос 15 - Психолого-педагогические особенности обучения формам самостоятельной работы младших школьников.
- Мотивация
- Инициирование активности (подталкивание к деятельности)
- Рациональная организация времени
- Особенности устных и письменных заданий
- Общие правила гигиены труда
- Приемы запоминания
- Приемы поиска дополнительной информации
Вопрос 16 - Проявления самостоятельности детей младшего школьного возраста в значимых видах деятельности.
Виды деятельности школьников:
-Учебная
-Игровая
-Творческая (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях)
-Трудовая (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях)
-Спортивная
Вопрос 17 - Научно-исследовательская работа, как средство формирование самостоятельности младших школьников.
Научно-исследовательская деятельность – мощное средство развития познавательных интересов учащихся. Привлечение школьников к самостоятельной научно-исследовательской деятельности в различных областях знаний должно обеспечить их разностороннее личностное развитие. Но как сделать НИР привлекательной для школьников, чтобы они захотели принимать в ней активное участие? Решение этой проблемы влечет за собой поиск и разработку соответствующих образовательных технологий, которые будут иметь психолого-педагогическую направленность на развитие личностных качеств учащихся. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности.
Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых. Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогике и психологии - «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.
Главная цель исследовательского обучения - формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Предполагается, что исследовательская деятельность младших школьников будет успешной при соблюдении следующих педагогических условий:
1. Ознакомление младших школьников с содержанием и техникой выполнения исследований.
2. Формирование у учащихся умений самостоятельной работы.
3. Формирование умений самоконтроля.
4. Развитие творческих способностей и инициативы учащихся.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы исследовательской деятельности.
2. Определить психолого-педагогические способности младших школьников при выполнении исследовательских работ.
3. Обосновать педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников.
Целью исследовательской деятельности всегда является получение нового знания о нашем мире - в этом ее принципиальное отличие от деятельности учебной, просветительско-познавательной: исследование всегда предполагает обнаружение некой проблемы, некоего противоречия, белого пятна, которые нуждаются в изучении и объяснении, поэтому она начинается с познавательной потребности, мотивации поиска. Новое знание может иметь как частный, так и обобщающий характер.
С нашей точки зрения, планирование и осуществление этапов научного исследования является важной частью системной работы по приобщению ученика к науке, но не сутью данной образовательной технологии. актер. Это либо закономерность, либо знание о детали, о ее месте в той или иной закономерности.
Таким образом, исследовательские умения детей младшего школьного возраста мы определяем как интеллектуальные и практические умения, связанные с самостоятельным выбором и применением приемов и методов исследования на доступном детям материале и соответствующие этапам учебного исследования.
Вопрос 18 - Требования к структуре научно- исследовательских работ младших школьников.
Общие требования по содержанию научно-исследовательских работ младших школьников:
Структура работы:
1.1 титульный лист
1.2 введение
1.3 основная часть
1.4 заключение
1.5 список используемых источников
1.6 приложение
а) фото
б) рисунки
в) таблицы
г) схемы
д) карты
Введение должно включать в себя формулировку, постановки, проблему. Проблема рождается из противоречия, отражать актуальность темы, краткий обзор использованных источников, степень изученности данного вопроса.
Основная часть должна содержать собранную, обработанную информацию маленьким исследователем, характеристику методов (способов), которую он использовал в своей работе, обоснование выбранного варианта решения. В заключении формулируется вывод и результаты ,полученные автором. Возможно дальнейших направлений, исследований по данному вопросу. Список литературы в алфавитном порядке.
Вопрос 19 - Требования к содержанию НИР младших школьников.
Критерии оценок НИР:
1)Актуальность темы
2)элементы исследования:
а) с привлечением первичных наблюдений собственной обработки и анализа.
б) исследования на основе литературных источников
в) обобщение и собственный вывод
г) изложение должно быть:
-выразительные
- логически компактное
Д) эрудиция- знаний основных положений
Е) грамотность речи
Ж) степень раскрытия темы:
- тема раскрыта полностью
- не раскрыта
- недостаточно раскрыта
З) умение пользоваться научным справочным материалом: справочники, словари
И) наглядность использование наглядности в своей презентации
Й) грамотная мультимедиа презентация( без ошибок, правильное цветное решение)
К) правильность оформления работы, структура подачи работы
Л) нестандартность, оригинальность, творчество
М) умение представить свою работу, защитить
Примеры тем исследования:
Значение Солнца для жизни на Земле
Книга рецептов военных блюд
Удивительный мир динозавров
Книга в нашей жизни
Старинные меры длины
Вода - обыкновенное чудо
Жевательная резинка - друг или враг нашему здоровью?
Нужно ли чистить зубы?
Тайна моего имени
Как хорошо уметь читать: 4 класс, Цель работы – определить место чтения в жизни моих одноклассников, выявить их читательские интересы. Задачи: рассказать одноклассникам о пользе чтения; провести анкетирование и проанализировать читательские дневники; представить полученную информацию одноклассникам в виде презентации. (пример)