За картинную плоскость на практических занятиях мы в дальнейшем будем принимать лист бумаги, на котором выполняется рисунок.
Рисуя с натуры, приходится учитывать линию горизонта, которая образуется от пересечения воображаемой горизонтальной плоскости, проходящей на уровне глаз рисующего, с картинной плоскостью.
Место нахождения глаз наблюдателя называется точкой зрения.
Точка на линии горизонта, куда направлен центральный перпендикулярный картине луч зрения, будет главной, или центральной точкой зрения.
Чтобы научиться изображать предметы с натуры так, как они расположены по отношению к рисующему, необходимо знать некоторые правила и уметь ими пользоваться.
1. Все предметы по мере их удаления от зрителя уменьшаются в его восприятии. То, что ближе к нам, то кажется выше, шире, больше, то, что дальше,– ниже, уже, меньше.
2. Параллельные между собой горизонтальные и вертикальные линии, удаляющиеся от нас, кажутся сближающимися между собой и уменьшающимися, а на линии горизонта они превращаются в точку, называемую точкой схода.
3. Все горизонтальные направления (грани предметов, шпалы и т. д.), параллельные картинной плоскости, сохраняют на рисунке горизонтальное направление.
4. Все вертикальные направления (углы домов, столбы, деревья и т. д.), параллельные картинной плоскости, на рисунке остаются вертикальными.
5. Если прямоугольный предмет находится под углом к картинной плоскости, то на рисунке получаем две точки схода. В таком случае мы называем перспективу угловой.
6. Если прямоугольный предмет расположен фронтально к картинной плоскости, то на рисунке такой предмет будет иметь одну точку схода. В таком случае мы называем перспективу фронтальной.
При рисовании, пользуясь этими правилами, можно быстрее овладеть основами реалистического рисунка.
Перспектива круга
В перспективе квадрат и прямоугольник превращаются в трапецию, а круг – в эллипс. На линии горизонта круг изображается в виде прямой линии.
Чем дальше от линии горизонта вверх или вниз, тем эллипсы становятся округлее, чем ближе к линии горизонта, тем эллипс становится уже. Убедиться в этом легко, поднимая перед собой стакан с водой.
При выполнении рисунка любого цилиндрического предмета всегда будет округлее то основание, которое находится дальше от линии горизонта. Значит, рисуя, например, кружку ниже линии горизонта, ее нижнее основание нужно изобразить округлее верхнего.
Еще одну особенность изменения круга следует иметь в виду при построении тел вращения. Высота ближней к нам половине эллипса рисуется немного больше, чем высота дальней половины.
Но надо помнить, что на маленьких рисунках эта разница между высотами частей эллипса незначительна.

16. Основы цветоведения в методике преподавания изобразительного искусства в начальной школе.
Элементы цветоведения. Свойства цвета, особенности работы акварелью.
Все зрительные ощущения цвета делятся на две группы.
Ахроматические цвета – черный, белый и все серые. Это так называемые нейтральные цвета.
Хроматические цвета – все остальные, т. е. красный, синий, желтый, зеленый, розовый и т. д.
Английский физик Исаак Ньютон, пропустив луч света через трехгранную призму, получил семь цветов спектра, которые в природе располагаются в определенной последовательности: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. С детства вы все знаете волшебную фразу по которой можно запомнить расположение цветов в радуге «каждый охотник желает знать где сидит фазан».
Чтобы удобнее было изучать природу цвета и его свойства, цвета радуги располагают по кругу, который называют «цветовым кругом». Он может состоять из трех, семи, девяти, двенадцати цветов, двадцати четырех и т. д. Удобнее изучать свойства цвета на двенадцатицветном круге.
Теплые цвета: красный, желтый, оранжевый и их оттенки. Этими цветами можно изобразить цвет солнца, огня, раскаленного металла, пустыни – того, что в природе действительно дает тепло.
Холодные цвета: синий, голубой, зеленый, фиолетовый и их оттенки. Этими цветами изображают лед, снег, воду, лунный свет – то, что ассоциируется в нашем представлении с холодом, прохладой.
Цвета, которые невозможно получить при смешивании каких-либо красок, называются основными. Это – красный, желтый и синий цвета.
Цвета, которые можно получить путем смешивания основных красок, называют составными или производными. При смешивании желтого и синего цветов получается зеленый; малиновый и синий дают фиолетовый цвет, а красный и желтый создают оранжевый цвет.
Проводя в цветовом круге диаметр, например, через желтый цвет, можно определить, что противоположный конец диаметра пройдет через фиолетовый цвет. Таким образом, легко определить пары цветов, которые называются дополнительными:
красный – зеленый;
синий – оранжевый;
желтый – фиолетовый.
Сочетание дополнительных цветов дает нам ощущение особенной яркости цвета и получило в изобразительном искусстве название цветовой контраст.
Основные характеристики цвета
У каждого цвета есть три основных свойства: цветовой тон, насыщенность и светлота.
Цветовой тон определяется названием цвета (красный, желтый, синий и т. д.) и зависит от его места в спектре.
Насыщенность цвета представляет собой отличие хроматического цвета от равного с ним по светлоте серого цвета. Если в какой-либо цвет добавить серую краску, цвет станет меркнуть, изменится его насыщенность.
Светлота – качество, присущее как хроматическим, так и ахроматическим цветам. Светлота – это качество цвета быть более или менее ярким.
Механическое смешение цветов происходит тогда, когда мы смешиваем краски на палитре, бумаге. Здесь следует четко различать, что цвет и краска – это не одно и то же. Цвет имеет оптическую природу, а краска – химическую.

15. Пропорции в изобразительном искусстве
18. Основы композиции в методике преподавания изобразительного искусства в начальной школе.
Тематическое рисование правильнее назвать композицией. Композиция - (от лат.) что означает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция, это изображение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением. Это распределение, изображение на листе бумаги, холсте предметов, явлений, действий людей, связанных какой – либо идеей.
Как вы знаете, большинство композиций на темы связаны с изображением человека в движении, архитектурных строений, природы, животных. Поэтому разберем именно эти моменты в изобразительном искусстве.
Фигура человека является одним из самых сложных объектов изображения. Рисовать нужно от общего к частному, т. е. от крупных деталей к мелким. Рисование фигуры человека облегчает знание ее пропорций.
Пропорции (в переводе с лат. означает «соотношение, соразмерность») – размерные соотношение частей предмета между собой, или между различными предметами или объектами. Пропорция - это гармонизация формы художественного произведения, пропорциональность - ее эстетическое качество.
Египтяне положили в основу деления фигуры 21 часть. Из них 19 равных частей приходились на саму фигуру, а 2 части - на изображение традиционного головного убора.
В древней Греции систему идеальных пропорций человеческой фигуры создал скульптор Поликлет в V в. до н. э. Его теоретическое сочинение на эту тему называлось «Канон», а выражением этой системы на практике явилась его статуя «Дорифор», что означает копьеносец.
В основе определения пропорции лежит метод сравнения. В художественной практике существует известный метод определения пропорции называемый визированием.
За единицу меры при определении пропорции фигуры человека взята высота головы человека.
У взрослого человека высота головы занимает от всей высоты 1/8 у мужчины и 1/7 у женщины.
У подростка – 1/6.
У ребенка 3-х, 5-и лет – 1/4.
Длина ног равняется половине всей высоты человека.
Предплечье и плечо руки примерно равны между собой.
Голень и бедро ноги так же равны.
Концы пальцев опущенной руки находятся чуть ниже середины бедра.
Локоть соответствует линии талии.
Портрет.
Античные художники установили классические пропорции лица человека.
1.По вертикали от темени до подбородка лицо делится на 2 равные части линией, называемой впадиной глаз.
2.Высота лицевой части (без волосяного покрова) делится на 3 равные части, где 1-я линия это брови, а 2-я – нижняя часть носа.
3.На расстоянии 1/3 от носа вниз – линия рта.
4.Высота уха равна расстоянию от бровей до основания носа.
5.Расстояние между глазами равно ширине носа или длине глаза.
6.Уголки рта заканчиваются на продолжении линии середины глаз.
Рисование деревьев разных пород (береза, дуб, ель, сосна).
Чтобы передать в рисунке те или иные породы деревьев надо изучить их конструктивную основу, пропорции, строение. Взаимосвязь стволов, ветвей. Очень важно помнить, что дерево – живой организм, поэтому в своей жизни оно переживает молодость, зрелость и старость.
Последовательность рисования деревьев соответствует обычному порядку: от простого переходят к сложному, от общего к частному и затем опять к общему. Рисовать дерево нужно в следующем порядке (на примере сосны):
а) наметить ствол и определить какое место, на рисунке займет крона и какое – видимая часть ствола; справа и слева отметить ширину кроны, т.е. контуры крайних ветвей;
б) определить толщину ствола и основные очертания кроны;
в) точнее наметить форму всей листвы;
г) работая тоном, листья передавать общей массой, а не вырисовывать отдельные листочки. (Дуб, клен, осина)

19. Основные виды орнамента, его определение
Орнамент. Виды орнамента и их структура. Цвет в орнаменте.
Орнамент (лат.) - украшение, узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов.
Ритм в природе – повторяющиеся действия или явления (дыхание, пульс, ходьба; в природе – смена дня и ночи, времен года, приливы и отливы и т. д.). Ритм в орнаменте – чередование элементов узора в определенной последовательности через определенные промежутки. Все изображения в декоративных орнаментах упрощены, т.е. стилизованы.
Стилизация – это декоративное обобщение и выделение характерных особенностей объектов с помощью ряда условных приемов. Упростить – значит подчеркнуть выразительные стороны предмета, опустив малозначащие детали.
Виды орнаментов
Геометрический - состоит из точек, прямых и перекрещивающихся линий, зигзагов, кругов, звезд, и других геометрических фигур. Большим разнообразием отличаются геометрические орнаменты в странах Востока, встречается в вышивках, в украшениях ковров, в резьбе по дереву.
Растительный – состоит из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток, гирлянд и т. д. (-хохлома, городец, вышивка).
Зооморфный (зверообразный)- изображения из фантастических и реальных животных, птиц, рыб или из их отдельных частей тела (рога, конская голова и т.п.) (-вышивка, вязание, вологодские кружева, ткачество, городецкая и мезенская роспись, домовая резьба)
Антропоморфный (человекообразный)- состоит из мужских и женских фигур и полуфигур или частей лица и тела человека. Сюда же можно отнести и фантастические существа типа дева-птица, человек-конь и т. п.(русская вышивка, кружево, резьба по дереву)
Комбинированный - когда в узорах встречаются сочетания самых разнообразных мотивов: геометрических, растительных, зооморфный, антропоморфный.
По композиции орнаменты бывают:
1.Бесконечные: ленточные и сетчатые. 2.Замкнутые: в круге, квадрате, прямоугольнике и т.д.
Бесконечный ленточный орнамент – это орнамент в полосе: фриз, бордюр, кайма, тесьма; их можно продолжить вправо и влево.
Чередование элементов в ленточном орнаменте может быть по форме, по цвету, по цвету и по форме.Бесконечный сетчатый орнамент – это обои, паркет, ткань. В его основе может быть 17 принципиально разных типов сеток, на которых располагаются элементы орнамента. Мы с вами запишем пять: квадратная, прямоугольная, ромбическая, треугольная и сетка системы параллелограммов.
Замкнутые орнаменты.
В квадрате (схемы размещения).
1. Узор располагается по сторонам квадрата (скатерти, салфетки)2.Деление идет по средней линии на 4 части, в которых повторяются элементы орнамента.3.Узор идет по диагоналям.4. Зеркально – симметричное расположение узора.
В круге.
1.В центре.2. По концентрическим кругам.3. По радиусам.4.Зеркально – симметрическое расположение узора.
Орнамент, созданный в круге, делением его на равные части диаметрами, называется розеттой или розеткой.Цвет в орнаменте - одно из выразительных средств в ДПИ, рассматривается как важнейший компонент декоративного образа. Достижение выразительности в декоративной работе связано с тоновым и цветовым контрастом. Художники заботятся о гармоничном соотношении цветов, причем реальные цвета предметов могут быть заменены символическими.

Дополнительно:
Орна́мент ( украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка). Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы.
Виды орнамента
Существуют четыре вида орнаментов:
• Геометрический орнамент. Геометрический орнамент состоит из точек, линий и геометрических фигур.
• Растительный орнамент. Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и т.д.
• Зооморфный орнамент. Зооморфный орнамент включает стилизованные изображения реальных или фантастических животных.
• Антропоморфный орнамент. Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.
21. Основные виды портрета, его определение

Портрет — это самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. «На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека». Портрет — это повторение в пластических формах, линиях и красках живого лица, и одновременно при этом его идейно-художественная интерпретация
1. Классический камерный портрет. Уходит корнями к истокам фотографии и классической школы живописи. Это поясной или погрудный портрет, классические схемы света и позы рук, корпуса и головы.

2. Концептуальный портрет. В основе - идея, человек предстает в необычном образе, как символ этой идеи.

3. Fashion портрет. Схемы света, позы, которые используются в модельном и шоу-бизнесе. В настоящее время не обязательно быть моделью, чтобы заказать себе фотосессию в стиле Fashion: к вашим услугам стилисты и фотографы, они воплотят в реальность самые необычные мечты.

4. Романтический портрет. Романтический образ, шали, платки.. Все для создания образа романтического и нежного.

5. Представительский (имиджевый) портрет. Пожалуй, достаточно новый жанр в фотографическом творчестве, востребованный публичными людьми. Он призван демонстрировать человека "в лучшем свете", подчеркивая все его положительные качества и при этом отражая характер его деятельности, взглядов или убеждения. Чаще всего это поясной портрет. Такой портрет просто необходим каждому известному политику или руководителю компании, по чьим фотографиям люди складывают о нем свое мнение.

6. Корпоративный портрет. Портреты сотрудников компании в студии или на рабочем месте. Для буклетов, постеров, журналов.

7. Жанровый портрет. Портрет человека в привычной для него обстановке или на рабочем месте.

8. Репортажный портрет. Как память о каком-либо событии, человеке. Техника репортажа используется в свадебной фотографии.

9. Натурный портрет. Тот же портрет, но выполненный на открытом воздухе без привлечения искусственных источников света.

22. Отличительные черты русских народных глиняных игрушек: дымковской, филимоновской и каргопольской
Дымковская игрушка
У дымковской игрушки есть еще несколько названий: вятская игрушка и кировская игрушка.
Дымковские игрушки -это глиняные игрушки, которые начали лепить в селе Дымково, недалеко от г. Вятка (теперь это территория г. Кирова). Было это 400 лет назад.
Дымковская игрушка не имеет аналогов. Это яркие и нарядные игрушки.
Основные цвета росписи дымковской игрушки: красный, синий, желтый и зеленый.
Узоры дымковской игрушки просты: круги, точки, кольца, волнистые линии и полосы.

Дымковская игрушка
Изготавливают дымковскую игрушку в 3 этапа:
1. фигурки лепят из глины
2. белят
3. расписывают.
Излюбленные виды дымковской игрушки — это:
• животные (индюки, лошади, коровы, бараны, уточки)
• барышни (водоноска, доярка)
• скоморохи.
В селе Дымково каждый год устраивали веселый народный праздник — Свистунья. На этом празднике нужно было свистеть в глиняные свистульки.
Праздник сопровождался веселыми играми и забавами с участием скоморохов. Это наложило отпечаток на дымковскую игрушку. Умельцы лепят из глины забавных скоморохов, которые сидят верхом на щуке, свинье и козе.
Филимоновские игрушки
Филимоновские игрушки изготавливают в деревне Филимоново Тульской области.
В Тульской области имеется очень качественная белая глина. Еще в 16 веке тульские мастера начали делать глиняную посуду, а мастерицы лепили игрушки.
Филимоновские игрушки не спутаешь с другими из-за вытянутой шеи, маленькой головы и пестрой раскраски.
Вытянутая форма появляется из-за свойств глины. Когда глина высыхает, то покрывается мелкими трещинами, которые нужно заглаживать влажной рукой. Из-за этого фигурка вытягивается и утончается, обретая непривычную для глаз непропорциональную, вытянутую форму.
Основные цвета росписи филимоновской игрушки: красный, желтый и зеленый.
Основной узоры филимоновской игрушки — это чередующиеся полоски. Но встречаются и ветвистые «елочки, яркие «ягоды», лучистые «звездочки».

Филимоновская игрушка
Отличительная особенность филимоновской игрушки в том, что это всегда свистульки.
У нарядных барышень и кавалеров свисток прячется в хвостах животных, которых они держат.
Излюбленные виды филимоновской игрушки — это:
• коровы
• лошади
• кавалеры и барышни.
Каргопольская игрушка
Каргопольские игрушки мастерят в далеком северном городе Каргополе Архангельской области.
Давным-давно, из местной красной глины в Каргополе начали делать посуду, а из остатков глины стали делать игрушки.
Изготавливали их особым — «обварным» способом:
1. лепили фигурку
2. обжигали
3. погружали в густой мучной раствор — болтушку. Мука пригорала и оставляла на светлой игрушке черный кружевной узор.
Каргопольские игрушки были очень простые и напоминали игрушки из каменного века. Особой популярностью не пользовались.
Современные каргопольские игрушки сохранили традиционные формы, но стали более изящные. В них четче прорисованы детали, но пестроты в этих игрушках нет.
Основные цвета росписи каргопольской игрушки: черный, красный, желтый, блено-зеленый, синий.
Основной узор каргопольской игрушки — это крупные круги и овалы с обводкой другим цветом. В орнаменте используются точки, перекрещивающиеся лини, разноцветные черточки.

Каргопольская игрушка
Основные виды каргопольской игрушки — это:
- люди
- животные (кони, медведи, олени)
- сказочные герои.
Самая популярная каргопольская игрушка — это Полкан. Первоначально это был получеловек-полупес, позже Полкана стали делать как получеловека-полуконя.
Каргопольские игрушки не спутаешь ни с какими другими. Размером они с ладонь, но если долго на них смотреть, то они кажутся огромными великанами.

29. Живопись, как вид изобразительного искусства, ее определение и место в изобразительном искусстве

Живопись – один из основных видов изобразительного искусства, произведения которого (картины, фрески, росписи и др.) отражают действительность, оказывают воздействие на мысли и чувства зрителей.
Живопись означает «писать жизнь», «писать живо», то есть полно и убедительно передавать действительность. Живопись-искусство цвета.
Произведение искусства, выполненное красками (масляными, темперными, акварельными, гуашевыми и др.) нанесенными на какую-либо поверхность, называется живописью.
Темпера – растительная краска, растертая на яичном желтке, использовалась еще в Древнем Египте (сейчас поливинилацетатная, синтетическая, казеиново-масляная). Темпера разводится водой и после высыхания не смывается.
Масляные краски стали использоваться с эпохи Возрождения в XVI веке.
Гуашь – непрозрачные, матовые краски, плотные, разводимые водой, в состав каждой гуашевой краски входят белила, появились в средние века.
Акварель – краски на растительном клее, разводятся водой. Появились в XVI веке.
Станковая живопись – картины, написанные на холсте, бумаге, картоне, установленных на станке-мольберте.
Монументальная живопись – большие картины на внутренних и наружных станах зданий (стены, потолки, колонны, столпы, опоры и т. д.), фрески, панно, роспись, мозаика.
Следует отметить и такие виды живописи, как декоративная роспись, иконопись, миниатюра, театрально-декоративная.
Мозаика (от лат. musiqum, буквально – посвященное музам) – один из видом монументального искусства. Изображения и орнаменты в мозаике составляются из кусочков различных камней, стекла (смальты), керамики, дерева и других материалов.
29. Основные типы уроков по изобразительной деятельности в младших классах.

Урок – как основная форма учебно-воспитательной работы.
Основные типы уроков-занятий по изобразительному искусству.
1. Урок-лекция. Сообщение нового материала. В старших классах.
Практические занятия:
2. Урок - объяснения нового материала.
3. Урок - повторения и закрепления знаний, умений и навыков.
4. Урок - выявления знаний, умений и навыков путем проверки и оценки этих знаний.
5. Комплексное занятие (смешанный тип) самый распространенный вид объяснения нового материала, закрепление, практическая работа, оценка знаний, умений и навыков.
6. Интегрированные (бинарные) уроки; изо + музыка, + театр, + труд, + литература, + природоведение и т.д.
7. Урок - беседа, урок - экскурсия.
8. Нетрадиционные методы проведения уроков: групповая работа по оформлению кабинета, рекреации, вечера, огонька, дискотеки, КВН, Брей-ринг, Поле чудес, вечера встречи с народными мастерами, умельцами, организация выставок.

30. Определение светотени, ее место в методике преподавания изобразительного искусства в начальной школе.
Светотеневая моделировка предметов
Предметы на рисунке должны выглядеть реалистически; для этого их нужно не только правильно построить, но и передать объем, т. е. найти общий светотеневой строй.
Свет и тень, или светотень – это средство изображения предметов действительности, их объем и положение в пространстве. В рисунке светотеневая моделировка выполняется при помощи штриховки, в живописи – цветом, красками.
Свет – освещенная часть предмета, куда лучи света падают под прямым углом.
Блик – отраженный источник света, самое яркое место на предмете. Ярко выделяется на глазурованных, стеклянных, металлических предметах. На рисунке блик не штрихуется.
Полутень – часть плоскости предмета со скользящими лучами света, плавный переход от света к тени.
Тень собственная – часть плоскости предмета, куда лучи света совсем не попадают, самое темное место на предмете.
Рефлекс – светлая полоса в тени предмета, это отраженный от других предметов и поверхностей свет, падающий на теневую сторону поверхности тела.
Тень падающая – от предмета на горизонтальную или вертикальную плоскость, всегда бывает темнее собственной тени.
При выполнении светотеневой моделировки предметов карандашом штрихи наносятся по форме предмета. На вертикальной поверхности со стороны света предметов фон всегда темнее, а со стороны тени – светлее. Вертикальную плоскость лучше штриховать вертикальными линиями, а горизонтальную – горизонтальными или наклонными.


31. Дидактические теории и методы преподавания ИЗО эпохи античности (Египет, Греция, Рим). Секионская школа – Эвпомп, Памфил, Апиллес.
Методы обучения рисунку в др. Египте. В этих произведениях художники изображали своих богов, фараона, важнейшие исторические события. Правила изобразительного искусства разрабатывались в соответствии с требованиями заказчиков и религиозными догмами. Обучение рисованию строилось не на основе изучения натуры,. а на заучивании (зазубриваний)выработанных школой правил (канонов). В творениях египетских художников отсутствуют трехмерность изображения, явления перспективы и светотень, все рисунки египетских мастеров носят линейный характер. Изобразительное искусство Древнего Египта носило ярко выраженный классовый характер. Рисование в Древнем Египте рассматривалось как общеобразовательный предмет, оно было тесно связано с обучением письменной грамоте, со специфическим характером иероглифического письма, где вместо букв и слов изображались отдельные предметы.
Методы преподавания рисования в др. Греции. В отличие от египтян, греки любили жизнь, находя в ней много прекрасного. Искусство классической Греции реалистично — реальность лежит в основе каждого образа. Аполлодор впервые ввел светотень и стал моделировать тоном объем формы в рисунке. До Аполлодора греческие художники изображали форму предметов одними линиями и не представляли себе, как можно иначе передать форму предмета на плоскости. В основу преподавания было положено рисование с натуры. Отметим характерные особенности преподавания: при рисовании соблюдалась ясность и четкость в передаче очертаний предмета. Линия в рисунке играла первостепенную роль. При изображении предмета художник должен был четкими, без, лишних штрихов и росчерков, одними линиями наметить его форму. А этого можно было достигнуть только в результате многолетней работы над натурой. Греческие художники не только владели высокой техникой рисунка, они прекрасно знали форму и строение человеческого тела. Об этом убедительно свидетельствуют произведения вазовой живописи, скульптуры и копии с произведений греческих художников, выполненные римскими живописцами. К IV веку до н. э. в Греции существовало уже несколько прославленных школ рисунка: Сикионская, Эфесская, фиванская. Эти школы имели различные методические установки, фиванская школа, Основателем которой был Аристид, или Никомах, большое значение придавала светотеневым эффектам, передаче жизненных ощущений и иллюзии. Эфесская школа, создателем которой считается Эфранор из Коринфа, основывалась на «чувственном восприятии природы и на внешней красоте». Эта школа стремилась к иллюзии, но была «небезукоризненна в рисунке». Сикионская школа, основанная Эвпомпом, базировалась на научных данных естествознания и строго придерживалась законов природы. В этой Школе требовалась «величайшая точность и строгость рисунка».
Эпоха античной Греции была самой блестящей эпохой в истории развития изобразительного искусства древнего мира. Значение греческого изобразительного искусства чрезвычайно велико. Здесь был заложен метод научного понимания искусства.

Методы обучения рисунку в др. Риме. Римские живописцы и скульпторы стремились к жизненной правде, к реальности изображений, то есть к точному реалистическому рисунку. Особенно ярко это проявилось в портретном искусстве. На деле римляне не внесли ничего нового в методику и систему преподавания рисования, художники Рима в основном копировали творения замечательных художников Греции. Римляне впервые стали употреблять в качестве рисовального материала сангину. В эпоху римской империи художник-педагог меньше задумывался над высокими проблемами художественного творчества, его в основном интересовала ремесленно-техническая сторона дела.

34. Преподавание рисования в общеобразовательных учебных заведениях России с к. ХIХ века до революции 1917 г.

Методы преподавания рисования в России в 19-20 вв.

Впервые рисование как учебный предмет появляется в начале 18 века. В этот период на рисование начинают смотреть как на одно из средств, способствующих развитию образного представления и навыков, которые можно применить в любой профессии.
Со второй половины 19 века школьная методика стала разрабатываться более глубоко и серьезно. Правда, в этот период было много споров между методистами о преимуществе одного метода перед другим. На методику обучения рисованию в школе всегда оказывала влияние эстетика изо искусства. Иногда это влияние было и отрицательным, как, например, влияние формалистического искусства. Пренебрежение основами реалистического рисунка, уход от реального мира, отрицание школы-вот те основные положения формалистического искусства, которые нанесли серьезный ущерб развитию методики обучения рисунку в общеобразовательной школе. Рисование как общеобразовательный предмет теряет свое значение. Интерес к детскому рисунку ограничивается только изучением творчества детей. Искусствоведы начинают воспевать его, художники подражают детям. Ведутся разговоры о сохранении детской, наивной непосредственности восприятия мира, о том, что обучение вообще оказывает вредное влияние на развитие ребенка. К 30-г.г. 20-в.в. ведущими теоретиками по вопросам худ. воспитания детей становятся: в Германии-Г.Кершенштейнер, в Америке- Дж. Дьюи, у нас-А.В.Бакушинский.Несмотря на различный подход к решаемой проблеме и различную ее трактовку, все они вдохновляются общей идеей-идеей «свободного воспитания», утверждение личности ребенка с его правом на выражение своих чувств и мыслей, отстранение учителя от руководства. Овладение графической грамотой, в особенности на начальной стадии обучения, по их утверждениям, детям не нужно. Рисование с натуры как одно из средств познания окружающего мира, рисунок как основа изо с каждым годом теряет свое значение. Некоторые теоретики детского творчества начинают заявлять, что в общеобразовательной школе детей следует не изобразительной, графической грамоте обучать, -это задача худ. школы, -а содействовать общему эстетическому развитию ребенка. В 50-е гг. 20-го в. Во многих школах зарубежных государств строгая система преподавания нарушена, рисование как общеобразовательный предмет теряет свое значение. Рисунок как таковой совершенно исчез, поэтому и методики обучения рисованию в общеобразовательных школах не стало. Главная тема всех международных симпозиумов- эстетическое воспитание, проблема всестороннего развития человека.


12 Характеристика анималистического жанра.
13 Пейзаж в изобразительном искусстве, его разновидности
21 Основные виды портрета, его определение
23 Исторический жанр, его определение и место в изобразительном искусстве.
25 Мифологический жанр, его определение и место в изобразительном искусстве.
26 Бытовой жанр, его определение и место в изобразительном искусстве
27 Батальный жанр, его определение и место в изобразительном искусстве
Жанры живописи
Портрет (фр. изображение) – изображение человека или группы людей. Кроме внешнего сходства художники стремятся в портрете передать характер человека, его духовный мир.
Различают интимные, парадные, групповые, детские портреты.
Автопортрет – изображение художником самого себя.
Пейзаж (фр. paus – местность, родина) – изображение природы, видов местности, ландшафта. Пейзаж подразделяется на: сельский, городской, индустриальный, морской и т. д.; может быть историческим, героическим, фантастическим, лирическим, эпическим.
Натюрморт (фр. nature morte – мертвая природа) – изображение неодушевленных предметов (овощи, фрукты, цветы, предметы быта, утварь, снедь, дичь, атрибуты искусства).
Батальный жанр (от фр. bataille – сражение, битва) посвящен темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни.
Исторический – посвящен историческим явлениям и событиям.Очень часто эти два жанра встречаются в одном произведении, образуя историко-батальный жанр.
Бытовой отражает повседневную жизнь людей, социальный и национальный уклад, нравы и быт определенного исторического времени.
Анималистический (от лат. animal – животное) связан с изображением животных в живописи, графике, скульптуре.
Мифологический или сказочно-былинный посвящен событиям и героям, о которых рассказывают мифы, легенды, предания, сказания и сказки, былины народов мира.


РОСПИСИ

Городецкая роспись
Городецкая роспись по дереву, традиционный художественный промысел, получивший развитие в середине 19 века в деревнях по реке Узоле в окрестностях Городца Нижегородской области.
Возникновение росписи берет начало в производстве Городецких прялочных донец, инкрустированных мореным дубом и украшенных контурной резьбой. В отличие от широко распространенных прялок, вытесанных из единого деревянного монолита, Городецкие прялки состояли из двух частей: донца и гребня. Донце представляло собой широкую доску, суживающуюся к головке с «копылком» пирамидальной формы, в отверстие которого вставлялась ножка гребня. Когда на прялке не работали, гребень вынимался из копылка, и донце вешалось на стену, становясь своеобразным декоративным панно.
В роспись Городецкие мастера перенесли не только сюжеты, ранее используемые в инкрустации, но и обобщенную трактовку образов, подсказанную приемами резьбы. В росписи использовались яркие сочные краски красного, желтого, зеленого, черного цветов, замешанные на жидком столярном клее. Со временем ассортимент расширился; помимо традиционных прялочных донец стали изготовлять и расписывать короба-мочесники, деревянные игрушки, мебель, даже части дома ставни, двери, ворота. В 1880 году в промысле было задействовано около 70 человек из семи соседних деревень. В числе старейших мастеров, ставших зачинателями Городецкой росписи, сохранились имена братьев Мельниковых и Г. Полякова, позже к ним присоединились живописцы, сохранившие секреты промысла в начале 20 века И. А. Мазин, Ф. С. Краснояров, Т. Беляев, И. А. Сундуков.
ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ
Порядок выполнения росписи:
А) Роспись выполняется прямо на деревянной основе или основа грунтуется желтым, красным, черным цветами.
Б) На выбранной для росписи разделочной доске или поверхности другого предмета тонкими линиями карандашом намечается композиция будущего узора. Главное - наметить расположение и размеры основных, самых ярких пятен - например, цветов. Это узлы композиции. Средние детали - нераспустившиеся бутоны - связывают крупные детали между собой; мелкие – веточки, листочки - дополняют тему и мало влияют на общую композицию.
В) В узлах композиции широкой кистью наносятся, как правило, пятна правильной круглой формы - основа цветка.
Г) Поверх светлых пятен наносятся тонкие мазки вторым, более темным колером того же оттенка, например, синим по голубому – обводка. Контур обводки – рисующий, изображает контуры лепестков цветка. На этом же этапе между крупными элементами изображаются листочки, форму которых получают двумя-тремя мазками кисти.
Вся роспись состоит из элементов: круги- подмалевки, скобки, капли, точки, дуги, спирали, штрихи.
Д) Заключительный этап росписи - нанесение черной и белой краской штрихов и точек. Этот прием называется «оживкой» и придает работе законченный вид. Выполняется самой тонкой кистью.
Е) После высыхания темперы изделие можно покрыть бесцветным лаком.
КОМПОЗИЦИЯ
Существует три вида композиции в Городецкой росписи:
цветочная роспись;
цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица»;
сюжетная роспись.
Такое деление является условным, так как сюжетная роспись не обходится без цветочных мотивов, она разнообразна по схемам построения. И даже если изделия с городецкой росписью выполнены на основе одной композиции, но в разной цветовой гамме, можно не сразу уловить сходство.


Мезенская роспись по дереву
Мезенской эту роспись назвали потому, что ее родиной считается Лешуконское село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени. Поэтому в энциклопедиях и различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе название мезенской росписи - Палащельская.
Как возникла роспись, из чего она появилась, никто не знает. Одни исследователи сравнивают ее с росписью Коми Республики, другие считают, что она взяла начало от древнегреческих изображений. Известно о ней стало с 1904 года, но, разумеется, зародилась роспись намного раньше.
Традиционно в мезенской росписи использовались только два цвета - красный и черный. Может быть, именно потому, что эти цвета достаточно просто было получить. К примеру, для того, чтобы сделать красную краску, требовалось смешать растертый мергель, красный камень с берегов реки с тающей смолой, затем эту смесь клали в горшочек и ставили в печь, в тепле смола растягивалась, и получалась красная краска.
Способ приготовления черной краски был еще более незамысловат. Принцип производства оставался тем же, только мергель заменяли на сажу.
Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет.
Чаще всего в мезенской росписи изображали фигурки оленей, лошадей, реже людей, но рисовали лишь силуэт человека. Несмотря на то, что в этой росписи все просто и лаконично, рисунками можно написать целое сочинение, передать знаками какое-то послание. Ведь существует множество знаков стихий, светил, земли, а также охранения и пополнения семьи. Зная их расшифровку, можно прочитать каждую работу.
В основном в прежние времена расписывали прялки. Мезенские прялки были поистине уникальны. Во-первых, если обычные прялки состояли из трех частей: днища, стояка и лопасти, то в Мезени прялки изготавливали цельные, для чего выбирали такие деревья, корень которых мог стать днищем.
А во-вторых, уникальны были и сами рисунки. Ученые считают, что лицевая часть прялки, изображаемая очень строго, делится с помощью геометрических узоров на три части: небо, землю и подземное царство. На небе изображались птицы и так называемое «окно», с помощью которого можно было общаться с Богом. Дальше ряд за рядом изображали лошадей и оленей или дерево, часто с сидящей на макушке птицей. В подземном царстве также рисовали оленей и лошадей, но заштрихованными черной краской.
А на изнаночной стороне художник, строго сохраняя уровни, мог сделать надписи, например: «Кого люблю - тому дарю». Прялки с подобными посланиями дарил муж жене на свадьбу или к рождению ребенка.
Кстати, росписью занимались только мужчины, передавая это искусство по наследству из поколения в поколение.
Хотя на всех прялках изображения были похожи, одинаковых прялок не существует.
Прялка была своеобразным атрибутом девушек. Идя на посиделки, они несли свою прялку лицевой стороной вперед, показывая всем, какая она красивая. Уходя в другую семью, девушка уносила прялку с собой, такие прялочки называли собойными.
Технология
Краски: гуашь, темпера
Роспись велась по негрунтованному дереву. Но если древесина грубая и с пороками, то можно наложить ПВА в несколько слоев или лак ПФ.
Освоение мезенской росписи начинается с изучения орнаментов и их символики, а также овладения основных приемов выполнения орнаментов и мотивов.
Наиболее яркие персонажи Мезенской росписи: красные кони - условный знак Солнца, его движения по небосводу, оленихи - небесные роженицы, они дарят жизнь всему живому на Земле, уточки, гуси, лебеди - души далеких предков, которые вьются вокруг и помогают нам в трудную минуту, ёлочки - олицетворение мужской силы, мифологическое дерево жизни - состоит из ствола, заполненного ромбиками, бесчисленными родами. Корни дерева завиваются в спирали, олицетворяющие подземный мир. Верхушка увенчана солярным знаком - знаком небесного мира.
Гжель
На удалении 50-60 километров к северо-востоку от Москвы, в Раменском районе, вдоль Егорьевского шоссе расположены два десятка слившихся между собой красивых сёл и деревень.
Гжель - название одного из сёл - бывшего волостного центра, ставшего собирательным для всей округи, символом неповторимого искусства и народного мастерства.
Гжелью называют выпускаемые в этих местах высокохудожественные фарфоровые изделия, расписанные кобальтом по белому фону.
Гжель впервые упоминается в письменных источниках в 1339 году в духовной грамоте Ивана Даниловича Калиты. С тех пор на протяжении столетий, как одна из наиболее прибыльных волостей, переходила Гжель по наследству в роду великих московских князей и царей, принося им немалый доход.
Гжельские мастера глубоко и свято хранят традиции своих предков, творчески их развивают и приумножают. В полусказочном мире, создаваемом мастерами - керамистами нынешней Гжели, трудно провести четкую границу между искусством прошлого и настоящего. Не иссякает родник, возникший столетия назад в душе русского народа; пройдя через толщу веков, он по- прежнему остаётся могучей эстетической силой и не теряет своей чистоты. В преемственности традиций народных мастеров, верности им и находится зерно успеха и популярности гжельской керамики в наше время.
Ход работы:
1) Для начала рассмотрим самые простые элементы гжельских узоров - точки, штрихи и линии.
Попытайтесь поэксперементировать со смешением цветов, разбавляя синюю краску с белой и получая все новые и новые оттенки.
2) Бордюры - простейшие орнаменты: детям необходимо уловить их закономерность.
3) Капельки, и составные из них узоры: приближаемся к флористическим мотивам (цветы, растения). Капельками хорошо изображать лепесточки, листочки и веточки. Детям проще всего делать капельки - примакиванием кисти.
4) Мазок с тенью - или "мазок на одну сторону". Особенность такого мазка - в том, что след после кисти остается в плавным переходе цвета - от темного к светлому.
Секрет этого мазка: правильное распределение краски на кисти - с одного края ее должно быть больше (с этого края и подучится более темный оттенок). Кисть должна быть широкой (№ 10-12), ее форма - лопаточка..
Итак, мы сделали вывод. что в своей работе мастера Гжели используют завитки, дуги, сеточки, полосочки, травинки, точки. мазки с тенью.


Полхов Майданская
В селе Полховский Майдан Воскресенского района на юге Нижегородской области вначале XX в. родилась полхов-майданская роспись и её матрёшка. Возникла она на основе токарного промысла, которым занимаются в этих местах издавна.
Впервые в село привез выжигательный аппарат крестьянин-кустарь Полин Павел Никитич. Выжигание, а позднее и крашение токарных изделий, нередко производились наемными работниками в мастерской хозяина. Тогда и сложился характерный, дошедший до наших дней, майданский орнамент и пейзажный композиционный сюжет. Вскоре выжигание стали раскрашивать масляными красками, а в середине 1930-х гг. анилиновыми красителями, разведенными на спирту. Постепенно выжженный контур рисунка вытесняется более экономичной и простой в исполнении наводкой тушью.
Особенность полховско-майданского промысла - соседство фабричного и кустарного производства. В селе Вознесенское работает художественная фабрика «Полховско-майданская роспись», художники которой прошли профессиональное обучение. Несмотря на это, промысел продолжает существовать преимущественно на основе семейной организации производства. Мужчины занимаются изготовлением токарных заготовок, а женщины выполняют роспись. Изделия, производимые объединением, носят более сувенирный характер, их роспись однообразнее, а рисунок менее свободен, чем в работах мастеров-кустарей
Основные приемы росписи
Никаких шаблонов на полхов-майданском промысле не существует. Роспись наносят свободно, в отработанной мастерицами последовательности. Перед росписью изделие проходит специальную подготовку. Прежде всего его поверхность тщательно шлифуют, а после этого грунтуют крахмальным клейстером для того, чтобы водорастворимые краски не расплывались.
Основных красок всего четыре - синяя и зеленая, красная и желтая. Выполняется роспись преимущественно по четко очерченному тушью контуру. Рисунок на изделие вначале наносится тушью, а уже потом заполняется цветом. Обязательный прием майдановской росписи - "наводка" (обводка рисунков черных цветом),
В окраске любого орнамента, будь то букеты, гирлянды из цветов или пейзаж, существует своя выверенная практикой очередность. Сначала на определенные участки, в том числе и на те, где будет красный или зеленый цвет, наносят самую светлую — желтую краску. Перекрывая ее ярко-красной или алой, получают интенсивный красный цвет, а накладывая сверху синюю, получают ярко-зеленый.


Пемагорская роспись
Зародилась пермогорская роспись в местности Пермогорье, что расположена по высокому левому берегу Северной Двины в верхнем её течении, километрах в двадцати ниже Красноборска. Наиболее ранние изделия, достоверно атрибутируемые как принадлежащие этому стилю северной росписи, датируются стыком XVIII и XIX столетий, но, учитывая бытовой утилитарный характер большинства изделий, можно предположить, что сама пермогорская роспись может похвалиться историей, более долгой, нежели прослеживаемые по дошедшим до нас предметам два столетия.
Ее основой является орнаментальный узор растительной тематики. Техника исполнения Пермогорской росписи указывает на непосредственную связь с древнерусскими книжными миниатюрами, которые напрямую связаны с иконографией.
Пермогорские прялки - корневого типа с большой широкой лопаской. Верх завершается «маковками», «городками», низ - «серьгами», «чусками». Обычно лицевая поверхность разбивалась на две части (ставы). Верхняя была больше, чем нижняя, но при этом не создавалось впечатления неустойчивости, т. к. переход от лопаски к стояку был ступенчатым, широким и уравновешивал такую композицию.
Расписывали в Пермогорье не только прялки, но и множество других обиходных вещей: люльки, хлебные короба, туески (бурачки), ендовы. Все свои изделия мастера изготовляли из липы, осины и бересты. И часто роспись соответствовала назначению предмета: на хлебнице изображен обед, на колыбели - сама колыбель с младенцем и вся последующая жизнь человека в трудах.
Известны мастера пермогорской росписи: Е.М. Ярыгин, братья Мишарины, братья Хрипуновы, Хвостовы.
Основной цвет - красный, сопутствовали ему зеленый и желтый. Иногда использовали и синий кобальт, чуть «золота». На более ранних образцах краски приглушенные, желтый был ближе к охре, красный к темно-вишневому или терракотовому, глухой зеленый. На более поздних образцах белые фоны, яркие краски.
Особое внимание привлекает тонкий черный контур, нанесенный на изображения как будто бегло, но с невероятной точностью - сначала мастер наносил контур на белый фон и только потом постепенно заполнял его цветом. Основой является орнаментальный узор растительной тематики.